Борис Березовский: «Я — за конкуренцию. Это прибавляет куража»
О ПРОКОФЬЕВЕ
— Прокофьев — такая махина, его наследие столь обширно и разнообразно! Чтобы узнать его по-настоящему, требуются некоторые усилия и время. Пока в моем репертуаре — первые три фортепианных концерта, из сонат исполняю Седьмую и собираюсь выучить Восьмую.
О 90-Х И ОТЪЕЗДЕ В ЕВРОПУ
— Это смутные годы, передо мной тогда открывался другой мир, казалось, интересный. Теперь понимаю, что все-таки проиграл…
О ФЕСТИВАЛЕ «МУЗЫКА ЗЕМЛИ»
— Впервые в программах одного фестиваля, на одной сцене встретились академическая и современная этническая музыка. Со всей России съехались очень яркие фольклорные ансамбли. Надеюсь, в этом году «Музыка земли» обретет международный статус. Обожаю и грузинскую, и румынскую, и японскую, и индийскую традиционные культуры, хотелось бы все это показать в Москве. В следующий раз хотел бы сдвинуть фестиваль на лето, чтобы приглашенные коллективы могли выступать на открытой площадке.
Два месяца будут идти концерты, потом проведем конкурс и, как и в прошлом году, завершим его гала-концертом в День народного единства, 4 ноября. Я много лет занимаюсь темой «фольклор и классика», и, по моим наблюдениям, народные музыканты всегда пользуются гораздо большим успехом, чем академические артисты. Мы им проигрываем, но я этого не боюсь. Я — за конкуренцию. Это прибавляет куража.
О СУДЕЙСТВЕ В КОНКУРСЕ ЧАЙКОВСКОГО
— Здесь как на скачках: кто-то запаздывает на старте, но потом резко вырывается вперед и приходит первым. Предсказывать сложно, но я бы все-таки поставил на Дмитрия Маслеева: мне кажется, что через 3–4 года он обскачет многих, даже невероятно талантливого и обаятельного Люку Дебарга.
О ЛЮКА ДЕБАРГЕ
— Он мне дико нравится, так как пробудил забытые чувства восторга и преклонения перед музыкой. Его появление вызвало у многих шоковую реакцию, у меня в частности. Люка — безумно увлеченный человек, и скажу, что нам повезло, что он приехал в Москву и внес интригу в течение конкурса, всколыхнул общественность в вопросе музыкального образования. Самоучка, он пришел и стал лауреатом.
Чем-то это напоминает историю Рихтера. Он также приехал из Одессы в Московскую консерваторию, без всякого диплома, его согласился прослушать Генрих Нейгауз, и вдруг открылся грандиозный талант. Общее, что приходят «непрофессионалы» и побеждают дипломированных специалистов.
(Евгения Кривицкая, “Культура”, 17.02.16)