«Слот» - «Septima» *** (Слушать)
2016, М2БА
Все свои альбомы «Слот» называет словами, так или иначе обыгрывающими порядковый номер диска. «Septima», стало быть, седьмая пластинка. Оно и слышно. На пятнадцатом году существования группы даже лидер Игорь «Кэш» Лобанов не отрицает, что кое-что уже делается просто «на классе». Кроме того, коллектив оброс привычками и поклонниками: и то, и другое сводит возможность экспериментов к минимуму. В своих седьмых альбомах абсолютное большинство групп делает примерно то же, что и в шестых, и в пятых - и «Слот» тут не исключение. Фанаты, привыкшие именно к такому звуку, приёмам и проходам, вместе с «Септимой» получают ровно то, чего ждут. Кэш выдаёт мощные и местами остроумные речитативы, музыканты уверенно поддерживают тяжёлое альтернативное звучание, вызывающее у слушателя непроизвольное желание трясти головой, а главной фишкой проекта остаётся голос Дарии «Нуки» Ставрович. Верещит она знатно, по-прежнему не желая (по крайней мере, в рамках группы «Слот») использовать другие вокальные краски. Мне лично хотелось бы от этого голоса большего разнообразия, но концепция команды, похоже, этого не допускает. А может, вокал Нуки просто служит сигнализацией, отпугивающей от «Слота» лишних и случайных слушателей.
А тех, кого пронзительным вокалом не отпугнёшь, может разочаровать чрезвычайная верность группы своим творческим принципам, выражающаяся в отсутствии разнообразия. Ор, задор, рэпкор - всё это в комплекте, всё на месте, но где дополнительные опции? Таковыми могли бы стать интересные тексты, неожиданные темы, ну, и, может быть, какие-то аранжировочные непривычности. Однако опытная группа подобное привносит с крайней осторожностью: большинство песен на «Септиме» всё-таки адресованы традиционалистски настроенным фанатам. Есть даже что-то вроде запоздалого жанрового манифеста под названием «Мочит, как хочет!» и ещё полдюжины среднестатистических «слотовских» композиций.
Но нам хочется отметить в первую очередь треки, слегка выбивающиеся из шеренги. Это и условно лирический «Зал ожидания», где Нуки неохотно демонстрирует свои дополнительные возможности, не переходя на крик, и «Ctrl+Z», который так и просится в саундтрек «Трансформеров». Что касается неожиданных тем, то в произведении «Русская душа» «Слот» взялся за патриотизм. Зная язвительность Кэша, можно было предположить, что верноподданнический гимн у него не получится. Но получился в итоге взгляд на русский характер под непривычным углом. Солист азартно перечисляет странности соотечественников: «Эй, слабо с моста прыгнуть? Мне слабо? Я же русский»; «здесь русский дух - это сильный специфический запах», «америкос существительное, русский прилагательное, к нему бесплатно прилагается крепкое слово матерное, у вас бой до первой капли крови, у нас до последней, мы строим на века, и оно исчезает бесследно, сначала сделаем, а думать потом, живём один раз, а после нас хоть потоп», «мы существуем, чтобы вы понимали, как не надо делать»... Из всего этого делается интересный вывод: да, мы такие, но раз мы ничего не можем с этим поделать, то будем этим гордиться. Правда, гордиться здесь немного мешает Нуки, которая в этой песне внезапно добавляет в свою манеру фольклорной распевности, отчего припев выглядит, как бы это сказать, слегка пьяным. Таким образом, с помощью «Русской души» «Слот» окончательно запутает тех, кто попытается выведать политические взгляды музыкантов.
Особняком стоит и финальная песня «Платно», в которой, во-первых, у Нуки нет слов, а во-вторых, Кэш произносит текст Андрея Кнышева. Ловишь себя на мысли, что с интересом послушал бы целый альбом «Слота» в таком полуразговорном сатирическом жанре. Можно даже не восьмой, а, например, седьмой с половиной.
Алексей Мажаев, InterMedia