Владимир Федосеев: «Мы стремимся избавить музыку Чайковского от заигранности»
О ПРОЕКТЕ «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ»
- За год до 70-летия Великой Победы мы готовили концерт к 9 Мая в Колонном зале Дома союзов в Москве, и я предложил сыграть "Вставай, страна огромная!". Весь зал встал. И я понял, какую музыку надо исполнять...
Обратился за помощью к белорусам, в государственную филармонию. Беларусь в войну очень сильно пострадала, и песни у белорусов замечательные. Стали подбирать произведения, решили поднять их до уровня симфонического оркестра. У нас не было симфонических оркестровок, брали эстрадные варианты. Потом стали искать певцов.
Солисты Мариинского и Большого театров, Большого театра оперы и балета Беларуси. Объединив усилия, подготовили концерт в двух отделениях.
"Шумел сурово брянский лес", "Тачанка", "На солнечной поляночке", "Солдаты идут", "Нам нужна одна победа", "Темная ночь", "Синий платочек", "Пора в путь-дорогу", "Давай закурим", "Священная война","День Победы". Их исполнили солисты российских и мировых оперных театров Аскар Абдразаков, Олеся Петрова, Василиса Бержанская, Илья Сильчуков, Сергей Радченко. После Минска мы выступили в Москве - на ВДНХ. Это был вечер со слезами на глазах. Пели все! Дали концерт в Александринском театре в Питере перед блокадниками и молодежью. Весной 2015 года дали концерт в Берлине. Эта музыка вечна, она должна жить.
О БЛОКАДЕ
— Я родился два раза. Первый раз меня родила мама. Вторым рождением считаю то, что выжил во время блокады. По Ладожскому озеру нашу семью в числе других стали переправлять в Муром. На первой же станции - Войбокало - налетели немецкие самолеты и стали бомбить. Меня швырнуло взрывной волной, очнулся то ли в подвале, то ли в подъезде... К вечеру, когда опомнились, стали искать вещи. Видим - догорает костер, а в нем весь наш скарб. А сверху папин баян, совсем невредимый! Его мы взяли с собой в Муром, и он определил мою судьбу.
О ЗАПАДЕ
— Это судьба. Сначала я возглавил оркестр народных инструментов, потом стал дирижером Гостелерадио. К моим занятиям многие отнеслись враждебно, ведь считается, что симфоническая музыка - элитарное искусство. Пришлось долго доказывать, что имеешь право быть дирижером. Все это совпало с печальным фактом ухода Кирилла Кондрашина из оркестра. Он ушел сам, и ни один оркестр не пригласил его к себе. А Большой симфонический, который я возглавлял, дал ему целый абонемент в консерватории. Потом Кондрашин уехал в Голландию и оттуда написал, что уехал, потому что БСО отдали балалаечнику. Как ни странно, но именно Запад сделал мне карьеру... в России. Меня пригласили стать главным дирижером Венского симфонического оркестра - я был первым в истории Венского оркестра русским дирижером. И десять лет руководил им одновременно с БСО.
О ПРОЧТЕНИИ ЧАЙКОВСКОГО
— Чайковского за границей играют профессионально, но сентиментально.
<...> Мы стремимся избавить музыку Чайковского от заигранности. Самое сложное - простота.
(Татьяна Хорошилова, «Российская газета», 16.03.16)