Алёна Петровская - «Васильковая канва» ****
2015, United Music Group
В дискуссиях о современной народной музыке оппоненты чаще всего занимают крайние позиции: одни настаивают на необходимости сохранения фольклорных традиций и требуют аутентичности, другие считают, что этно-музыка постоянно развивается, и для её исполнения не нужны сарафаны и кокошники - подойдут и джинсы. Примирить стороны пока не представляется возможным, ибо они с большим подозрением смотрят на противоположный лагерь. Отчасти такое отношение передаётся и публике: для неё слишком сложны и точно воссозданные женские плачи Вологодской области, и попытки скрещивания фолка, например, с электроникой. Аудитория тянется к чему попроще, к середине, но отнюдь не золотой: многие фольклорные коллективы десятилетиями поют в одинаковых кокошниках про берёзку да калинку, придавая русскому фолку налёт чего-то безнадёжно нафталинового. Жанровые штампы, можно сказать, наработаны столетиями, поэтому значительная часть публики воспринимает народную музыку как нечто устоявшееся и глубоко несовременное. Чтобы покончить с этим заблуждением, нужно показывать аудитории другие образцы - ту самую золотую середину, в которой традиции переплетаются с новациями, а жанр показан в своём развитии. Настоящий фолк - это не хоровод на площади в райцентре, а серьёзное, в чём-то даже элитарное искусство. Сегодня, сохраняя фольклорную манеру исполнения, уже странно опираться на приметы крестьянского быта, которые описывались в народных песнях прошлых веков. Фолк стал более универсальным жанром, среди нового репертуара исполнителей преобладают авторские песни, а в текстах превалируют вечные темы.
Один их заметных примеров подобного современного подхода к жанру - альбом Алёны Петровской «Васильковая канва». Певица родилась в белорусском Могилёве, закончила музучилище по классу баяна. Когда Алёне было 18, её «благословила» Людмила Зыкина, отметившая красивый тембр голоса девушки. Петровская отправилась в Петербург и поступила в институт культуры на кафедру русского народного песенного искусства. Шесть лет Алёна Петровская работала в коллективе Елены Ваенги в качестве бэк-вокалистки, причём, по признанию Елены, исполнять народные песни она училась именно у Петровской. С 2013 года Алёна в сольном плавании. Пластинке «Васильковая канва», может быть, не хватает шлягерности (в попсовом понимании этого термина), зато здесь чётко обозначен вектор развития народной музыки. По первым нотам заглавной песни можно предположить, что дальше будет нечто «зыкиноподобное», однако Алёна замечательно сочетает фольклорные традиции вокала с эстрадными ритмами и аранжировками. В песне «Серёжка» не обходится даже без эротического аспекта: «Гладил мою ручку, целовал мне ножку, а я поверила», - естественно, в прежние века для народной песни это было строгим табу, если не считать неприличных частушек, которые распространялись подпольно и даже собирателями фольклора зачастую стыдливо игнорировались. Но всё изменяется и развивается - по крайней мере, в настоящем искусстве.
«Расти, коса», «Цыганочка», «Гуси-лебеди» - в этих песнях Алёна Петровская возвращается к более традиционной для народных песен тематике. Хотя композиции новые, слушатель определённо уловит в них нечто знакомое, генетически близкое. Песня «Полынь-трава» записана дуэтом с Еленой Ваенгой: тут можно было бы порассуждать о хороших коммерческих перспективах произведения, но вместо этого лучше вслушаться в интересное сочетание голосов исполнительниц. В композиции «Мама» гораздо больше от манеры Валентины Толкуновой, чем Людмилы Зыкиной - Алёна Петровская уверенно себя чувствует и в эстрадном жанре. Впрочем, «вылазка» на его территорию оказывается кратковременной: следующая песня «Метель» оказывается этаким фольклорным «боевичком», а «Любовь останется» - фольклорной же балладой. В «На мели» Алёна демонстрирует нечто шансонно-цыганское, а заодно и богатство своего стилистического диапазона. Но это ещё не всё богатство: «Мама говорила» - песня с шуточным текстом, а «Ой у вишневому саду» и «Шумять вербы» исполняются на соответственно украинском и белорусском языках. Таким образом, певица показывает разнообразные пути развития жанра народной песни, среди которых нет скучных и/или застывших на месте.
Алексей Мажаев, InterMedia