«Ляпис Трубецкой» - «Лучшее, часть 1. Любовь и романтика» **** (Слушать)
2016, «Союз Мьюзик»
Ранние песни «Ляписа Трубецкого» живут своей жизнью и перездаются на вот таких сборниках, что, судя по всему, не оставляет равнодушным Сергея Михалка, который их написал, спел, а потом от них отказался. Противоречивость последних заявлений Сергея откровенно радует. Вот он разрешает группе Trubetskoy петь старые песни «Ляписа Трубецкого», а вот запрещает. А вот опять разрешает, но вместе с тем оговаривается, что те же композиции вскоре будут перезаписаны его нынешней группой Brutto. Параллельно Михалок рассказывает о планах Brutto выступить на «Евровидении» (почему-то в 2018 году) и вдруг откровенничает, что внутри он всё тот же «толстый Сирожа», и лучше него «Ау» всё равно никто никогда не споёт. Словом, неспокойно синее море, какие-то внутренние бури его терзают.
Эти бури совершенно не беспокоят издателей, обладающих правами на старые песни «Ляписа Трубецкого». После выпуска «трубьюта» они взялись переиздавать оригинальные версии этих композиций, объединив их в сборник под названием «Любовь и романтика». Тут не нужно искать толстого Михалка внутри, а можно услышать его в натуральном виде. Он-то изменился, а песни остались и никуда не денутся. Кстати, разглядывая обложку, я не сразу узнал Сергея в изображённой там развесёлой толпе.
Содержание 26 треков можно описать фразой «весь ранний «Ляпис Трубецкой»: «Ау», «Ранетое сердце», «Ты кинула», «В платье белом», «Девочка с бездонными глазами», «Сочи», «Голуби», «Золотые яйцы», «Керчь-2» и т.д. Для полного счастья не хватает только «Почтальонов», но это кавер. Подборка, на мой вкус, даже слишком подробная: от сокращения, скажем, на треть сборник вряд ли бы пострадал. Вообще больше всего в этом альбоме удивляют не песни, а то, как изменилось их восприятие. Вот, например, что я писал про «ляписов» в 2004 году:
- Российская музобщественность не сразу смирилась с простовато-хитрованским имиджем Сергея Михалка и его сподвижников. Ржачные «Ты кинула» и «Ау» отчего-то из Москвы представлялись некой разминкой группы перед настоящими рок-н-ролльными делами. Однако «ляписы» за таковые дела приниматься и не подумали, взамен вовсе уклонившись в сиротливо-дворовые песнопения формата несуществовавшего тогда «Радио Шансон». За которые нещадно критиковались, в том числе и автором этих строк.
По прошествии трех лет волнение критиков улеглось, и можно заявить следующее: ценность группы «Ляпис Трубецкой» - в ее органичности. Они и в жизни такие же простые пацаны, провинциалы, не желающие менять свои местечковые привычки на московские (и, в принципе, плевать хотевшие на российский шоу-бизнес). А то, что в песнях эти качества проявляются с некоторым перехлестом, - так это уже издержки творческого метода.
Как мы помним, вскоре после этого «Ляпис Трубецкой» занялся такими жёсткими рок-н-ролльными делами, каких от них, дворовых пацанов в растянутых трениках, никто уже и не ждал. И, что характерно, оказались не менее органичными в политизированных манифестах и стадионных гимнах. При этом для большинства слушателей подобная смена масок оказалась всё же слишком резкой. В чём мы и признаёмся сегодня, с некоторой ностальгией переслушивая «ляписовское» старьё.
Алексей Мажаев, InterMedia