Денис Мацуев: «У играющего на инструменте ребенка открывается другое полушарие»
О ПРОБЛЕМЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ В РОССИИ
- У нас в России сейчас нет ни одного завода, фабрики, которые изготавливают пианино и рояли. И это - настоящий ужас. Я попытался организовать рояльное движение - езжу по регионам и пытаюсь убедить губернаторов закупить для школ, в концертные залы рояли. Приобретено уже более 50 инструментов. Но это - лучше мировые марки. А зайдите в рядовые музыкальные школы и посмотрите, на чем там играют дети. Это же допотопные разбитые советские инструменты, так как закупать зарубежные школам - очень дорого, а своих новых нет. Но у нас ведь были прекрасные инструменты. До самого конкурса Чайковского я играл на пианино "Тюмень", принадлежавшем моей маме. Но и их уже не существует.
О ПРОБЛЕМЕ С МАСТЕРАМИ-НАСТРОЙЩИКАМИ
- Можно купить самый лучший концертный рояль, но он требует особого отношения, температурного режима, обслуживания, настройки. Японцы готовы обучать, но ведь некого. И нам обязательно надо сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки. У нас должны быть люди, профессионалы, у нас должны быть заводы, у нас должна быть собственная отрасль - как когда- то в Советском Союзе. Государству необходимо вкладывать в образование, необязательно ведь оценивать все с точки зрения выгоды и навара. Можно думать и о более ценном, о том, что выше материального.
О ВАЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- У играющего на инструменте ребенка открывается другое полушарие, музыка облагораживает, влияет на его интеллектуальное развитие, музыкальное представление, видение мира, его истории.
О НОВОЙ ВОЛНЕ ПОПУЛЯРНОСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
- В России происходит сейчас уникальная история - тотальное омоложение публики. Молодежь воспитана ходить на классические концерты. Как раз здесь, на Западе в зале всё больше седые головы, у нас же нет. Поэтому когда говорят, что у классической музыки рейтинг 2%, то это несусветная глупость. Залы переполнены.
О БУДУЩИХ МУЗЫКАНТАХ
- Нынешнее поколение - совершенно уникальное. Дети сейчас совсем другие. Сегодняшние школьники 12-14 лет не по годам зрело играют - не только технически, но и интеллектуально. При этом они, в отличие от нашего поколения, от нашего детства, живут в другом темпо-ритме: кроме постоянной практики на инструменте, они успевают овладеть несколькими языками, компьютером, читают книги, ходят в театры, следят за кино. Это очень незаурядные люди - тонко чувствующие, обладающие большим чувством юмора, с ними ведь можно говорить совершенно обо всем, включая политику и философию. Даже страшно иногда становится, какое поколение идет по нашим пятам, что будет с ними через 5-10 лет. И важно именно сейчас не дать сойти им с этого пути, чтобы не переборщить обучением, не перехвалить, не перегрузить. Русская фортепианная школа остается по-прежнему уникальной, и именно наши дети - настоящие виртуозы. Система образования была уникальной, и очень важно ее не разрушить.
(ТАСС, 23.03.16)