Нейромонах Феофан - «Велики силы добра» *** (Слушать)
2016, Tunecore
С момента выхода альбома «В душе драм, в сердце светлая Русь» Нейромонах Феофан не рассекретил свою личность и не отступил от своей концепции ядрёных лаптевых плясок под драм-н-бейс во славу светлой Руси. Он по-прежнему прячет лицо в капюшоне, выступает с медведем и помощником Никодимом и не забывает тщательно «окать». Дебютная пластинка по-прежнему мелькает в некоторых чартах, продолжая радовать неофитов свежестью и дикостью идей Феофана. Песня «Нейромонах Феофан» оказалась настолько привязчива, что и спустя год иногда начинала играть в голове с характерным «оканьем», а фраза из песни «Лесные забавы» «рубить сосенку топором, кидать палочки в медведя» давно превратилась в мем. Второй альбом «Велики силы добра» не заставил себя долго ждать.
Правда, оказалось, что «на новенького» все эти феофановы дикости воспринимались гораздо лучше. Концепция была придумана здорово - терпкий запах лаптей вкупе с эффектом неожиданности сшибал с ног. Судя по второй пластинке, Нейромонах потихоньку превращается в заложника собственных творческих методов. Они по-прежнему работают - чарты и график гастролей тому порукой, - но в рамках этой эстетики артисту всё сложнее сказать что-то новое. В дебютном альбоме пурги нанесено столько («посему сижу на пне, в дебрях, распеваю драм-н-бейс да молюся»), что на новую почти не осталось места, да и в рамках титульного драм-н-бейса Феофану, чувствуется, удерживаться уже непросто. Вот буквально из последних сил удерживается.
Это хорошо слышно, например, в треке «Везде пляшу», где текст ещё пытается бодриться на уровне («куда бы я бы ни пошёл - везде пляшу, с собой повсюду балалаечку ношу, из-за спины, как случай будет, достаю да драм-н-бейса песню славную пою»), а мелодия эстетически ближе не к «ядрёности», а к «Ромашки спрятались» и «Гляжу в озёра синие». Песня «Феофан» выглядит отчаянной попыткой напомнить основные принципы проекта слушателям, а заодно и самому себе. Но уже следующая композиция «Велики силы добра», несмотря на балалаечные партии в аранжировке, больше похожа на русский рок. Затем идёт «Изба ходит ходуном», вдохновленная кондовым русским фолком. После этого Нейромонах Феофан делает очередную отчаянную попытку вернуться в рамки концепции, вновь перечислив её основные постулаты: «Повозочка» повествует про друга-медведя, а «Хочу в пляс» и «Пойдём со мной» - про неизбывное желание бить лапти под ядрёный драм-н-бейс. Получается не особо убедительно, ибо Нейромонах, похоже, заранее догадывался, что улыбаться застенчивым пародиям на шутки из предыдущего альбома («на крылечке знай сидишь, чешешь за ухом лисицу, всё живое, погляди, тоже хочет веселиться») слушателю вряд ли захочется. На финал альбома Феофан оставляет трек с «нововолновым» названием «Пасынок правил», который можно было бы перепутать с песнями группы «Технология», если бы не старательное «оканье». Что-то мне подсказывает, что артист вырос из лаптей Нейромонаха и скоро будет готов порадовать нас какой-нибудь новой идеей - надеюсь, тоже вполне дикой.
Алексей Мажаев, InterMedia