Челябинская опера показала в Москве личную драму Жанны Д'Арк

Спектакль «Жанна Д'Арк» Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки был представлен в рамках конкурсной программы фестиваля «Золотая маска» на сцене Московского Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко 30 марта 2016 года. Постановка оперы П.И.Чайковского «Орлеанская дева» претендует на звание лучшего оперного спектакля и, кроме того, отмечена номинациями на премию за режиссуру (Екатерина Василёва), работу дирижера (Евгений Волынский) и женскую роль (Иоанна – Анастасия Лепешинская). В числе исполнителей главных ролей также выступили Николай Лоскуткин (Тибо), Александр Сильвестров (Лионель), Павел Чикановский (Король), Владимир Боровиков (Дюнуа) и др.

Выдвигая на премию молодого московского режиссера Екатерину Василёву, экспертный совет «Золотой маски», судя по всему, имел в виду ее команду в целом – с автором видеопроекций Александрой Комаровой и сценографом Софьей Кобозевой (хотя номинации для художников обошли их стороной). Их совместными усилиями помпезная, неповоротливая опера Чайковского предстала почти камерной лирической драмой, простой и по-человечески более близкой. Этой цели послужил отказ от громоздких декораций, от больших хоровых масс (хор на сцене больше напоминает слегка расширенный ансамбль), и адекватные купюры в партитуре.

На сцене – лишь немного «игрушечного» реквизита: маленькие домики и заборчики словно предназначены для детской площадки (все мы – марионетки в руках Провидения). Первой же игрушкой в спектакле становится кукла Иоанны, похожая на нее как две капли воды. Играя с куклой – собственной копией, ребенок примеряет на себя социальную роль, уверяют психологи. Так и Иоанна, юная девушка, пока еще в сущности ребенок, готовится ко вступлению во взрослую жизнь и осознает свое предназначение («Страсти суетной изведать мне судьбой не суждено», – говорит она обескураженному отцу, который намерен выдать ее замуж). В сцене сожжения кукла Иоанны приобретает исполинские масштабы – соответственно возросшей в глазах общественности социальной роли. Тем страшнее и ужаснее ее уничтожение.

- Моя «Жанна Д’Арк» – это история о выборе истинного пути, который рано или поздно встает в жизни каждого человека, – говорит Екатерина Василёва.

На самом деле – и спектакль говорит об этом – жизнь богоизбранников предопределена свыше, и горе тому, кто на миг попробует побыть обычным человеком.

Декорациям же в спектакле пришли на смену мультимедийные технологии: на задник сцены проецируется то абстрактная анимация, порой с незатейливой и понятной символикой, то происходящее на сцене, снятое с различных ракурсов. Отмечается, что использование видео-инженерии в полном объеме спектакля для челябинского оперного театра – совершенно новая практика, и удачный опыт наверняка получит свое продолжение.

Постановщики не берут на себя завышенных обязательств, не придумывают новых смыслов, лишь изящно стилизуют визуальный ряд под условное Средневековье (прежде всего костюмами). Они концентрируются на главной героине и ее личной драме, отсюда и принятое в Челябинском театре название оперы, отличное от авторского. Партия Иоанны в страстном прочтении Анастасии Лепешинской выгодно отличается от традиционных, статуарных трактовок, более подобающих богатым эффектным инсценировкам, где отдают должное ораториальным чертам этого произведения Чайковского. Думается, во многом именно Лепешинской Челябинский театр обязан выдвижением на «Маску».

Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости