«Порнофильмы» - «Русская мечта, часть 2» *** (Слушать, 18+)
2016, «Союз Мьюзик»
Чёрт его знает, зачем «Порнофильмы» разбили «Русскую мечту» на две части и выпустили по отдельности. Единственное приходящее на ум объяснение - первая часть должна была подготовить слушателя к появлению нового мощного протестного панк-голоса. Тут же можно добавить, что два коротких удара лучше одного длинного - поэтому два резких альбома про одно и то же бьют в цель точнее, чем один. Видимо, так рассуждали «Порнофильмы». Ну, или просто не успели записать к сроку 16 песен и разбили их на два альбома по восемь.
В первой части «Русской мечты» удивлял контраст между резвым и беззаботным поп-панк-звучанием и жесточайшими текстами на темы духовных скреп, милитаризации сознания и проблем молодой семьи. То была лишь подготовка: настоящую злобу они демонстрируют только теперь. В первой же песне «Нищих убивай!» предлагают радикальные рецепты по дальнейшему поднятию страны с колен, не отказываясь при этом от задорного поп-панк-аккомпанемента. В «Роди мне тысячу детей!» «Порнофильмы» объединяют две излюбленные проблемы: молодую семью и политику партии и правительства. По заявлению группы, детей следует рождать в огромном количестве в качестве пушечного мяса и дешёвой рабсилы для удовлетвория геополитических амбиций руководства. В третьем треке «Порнофильмы» заручаются поддержкой Лёхи Никонова из «Последних танков в Париже»; песня закономерно называется «Не доверяйте правительству!» и практически полностью состоит из протестных лозунгов.
К четвёртой песне «Велосипед» группа ненадолго отказывается от восклицательных знаков в заголовках - но не в текстах. Тут пафос исполнения вступает в некоторое противоречие с двухколёсной тематикой: злости всё ещё хватает, но она как-то распыляется. А «Три» - вообще не песня, а стихотворение, старательно прокричанное с максимально трагическими интонациями. Как выясняется в финале, оно декламируется от лица трёхлетнего ребёнка из неблагополучной семьи и является своеобразной преамбулой к песне «Папа, не пей!» Трек производит даже более сильное впечатление, чем песни с нападками на власть, ибо раньше никто на такой эмоции не пел про то, что «детство искалечил алкоголь».
Оставив это болезненную тему, «Порнофильмы» переходят к не менее острой: песня «Религиозный фанатик» отличается мелодичностью и довольно вкрадчивой аранжировкой, зато в тексте группа в выражениях не стесняется. Вообще композиции, сделанные на таком контрасте между словами и музыкой, у «Порнофильмов» получаются интереснее, чем когда они шарашат «в лоб». Ещё одним подтверждением этого стала финальная акустическая баллада под названием «Песенка о позабытых министерством доброты». Слушатель всю песню ждёт какого-то взрыва и, не дождавшись, может захотеть переслушать атомное начало альбома.
Алексей Мажаев, InterMedia