«Пилот» - «Кукушка» *** (Слушать)
2016, «Капкан»
Группа «Пилот» умеет быть многоликой, маскируясь то под апологета «Алисы», то под производителя душевного русского рока. Пытаться понять, где «Пилот» настоящий, бессмысленно и даже опасно - вдруг окажется, что собственное лицо группа открывает не в альбомах, а в многословной и запутанной прозе своего лидера Ильи Чёрта. Между тем, так даже интереснее - несмотря на пресс-релизы, перед прослушиванием альбома никогда не знаешь, чем «Пилот» окажется на сей раз. Аннотация к «Кукушке», например, рекламировала обильное использование этнических инструментов. Включив первую песню «Безвозврат», можно подумать, что «Пилот» решил явить новое лицо - этакого заменителя группы «Калинов мост».
Это, честно говоря, не самая удачная маска. Я однажды честно прослушал в офисе многодисковую антологию «Калинова моста», после чего из редакции в ужасе уволилась одна сотрудница, а сам я с тех пор стараюсь группу Дмитрия Ревякина обходить стороной. Как говорится, хватит - наслушался уже! А тут «Пилот» уверенно подхватывает знамя фолк-рока, активно применяет этнические инструменты и включает в новый альбом 15 треков - и зачем, если Ревякин со сцены уходить не собирается?
К счастью, тревога оказалась ложной. На сей раз Илья Чёрт не стал делать пластинку концептуальной - точнее, концепция «Кукушки» заключается в том, чтобы разом показать почти все свои лица. Таким образом, почти каждый слушатель найдёт в трек-листе песни по вкусу. Скорее всего, он найдёт и песни, которые ему активно не понравятся - но тут уж не требуйте от музыканта слишком многого, он играет, как умеет, и даже в самых гениальных альбомах попадаются треки, которые хочется перемотать.
После квази-ревякинского «Безвозврата» следует «Светлого пути», где явственно слышится не только влияние «Калинова моста», но и кусочек из заставки телепередачи «В гостях у сказки». На этом с фолк-роковыми опытами Илья временно завязывает: «Проводник и стюардесса» - этакий душевный сюжетный бард-рок, который даже приятно петь под гитару. Песне «Оттепель» сам бог велел быть выдержанной в том же ключе, но она ассоциируется скорее с «Актрисой Весной» Шевчука. А «Путеводная» вызывает воспоминания о «Пачке сигарет» Цоя. «Встретились на счастье» звучит несколько неожиданно - будто поп-рок-шлягер начала 80-х вроде «Бродячих артистов» «Весёлых ребят».
«Не мстят живущие под богом» - вновь бардовская песня, «Память» - бойкий русский рок, что-то вроде акустических альбомов «Алисы», «Разбойничья» и «Бесы» порадуют любителей разухабистой «Дорожной» Сукачёва и прочих казачьих экспериментов наших рокеров. «Голова-фонарь» - тяжеловесная псевдофолковая баллада, заглавная «Кукушка» - баллада распевная и мелодичная, а название «Колыбельной» говорит само за себя. «Никто не споёт нам» - красивая вещь для исполнения под гитару, а лучшей композицией альбома, на мой вкус, оказалась «Одесская»: здесь Илья Чёрт демонстрирует высочайший класс стилизации под дворовую песню 60-х.
Алексей Мажаев, InterMedia