
«Каждому свое»: Первое «хочу», первое «нельзя» ***
Пресс-показ молодежной ретро-комедии («Everybody Wants Some!!», США, 2016, режиссер Ричард Линклейтер, в ролях – Блейк Дженнер, Джастон Стрит, Райан Гузман, Тайлер Хэклин, Уайатт Расселл) состоялся 5 апреля 2016 года в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой». Релиз ленты в широком прокате состоялся 7 апреля.
Америка, 1980-й. Ничего серьезного, лишь секс, выпивка и бесконечные вечеринки – вот что ожидает первокурсников в этой волшебной стране в это магическое время. А если ты не обычный зубрила, а игрок сборной колледжа по бейсболу, то перед тобой открыты все двери и раздвинуты, пардон, все ноги. А выпивка – за счет заведения.
Первокур (так в фильме называют первокурсников) Джейк (Блейк Дженнер из сериала «Лузеры») – обаятельный, подающий надежды питчер, не лишенный мозгов (знамо дело, цитирует поэтов - значит, интеллектуал). За три дня до начала учебы в колледже он успевает вкусить все прелести студенческой жизни и заодно влюбиться.
Итак, мы видим, что, несмотря на русскоязычное название, фильм рассказывает вовсе не о нацистских концлагерях. «Каждому свое» – не ремейк, не сиквел, а, скорее, духовный брат-близнец культовой лентв того же Линклейтера «Под кайфом и в смятении» (1993 г.). Это – пропитанная ностальгией по 80-м и, возможно, завистью к юности молодежная комедия с отличным саундтреком (Queen, Pink Floyd, Van Halen, Cheap Trick, Cars), более-менее остроумными диалогами и неплохими актерскими работами.
Но на главный вопрос – кому картина сдалась в 2016 году? – ответа нет. Можно предположить, что режиссер, 12 лет наблюдавший в «Отрочестве» за взрослением героя, таким образом закрыл свой личный гештальт, но зрителю от этого ни холодно ни жарко.
Некоторым западным критикам и вовсе показалось, что в «Каждому свое» слишком много тестостерона даже для фильма о взрослении. Качки-бейсболисты, как водится, презирают ботанов, строят из себя крутых мачо, не расстаются с пивасом, постоянно подначивают друг друга и обсуждают, кому и как, пардон, присунуть. Согласитесь, весьма сложно разглядеть личностей за этими картонными персонажами, проникнуться к ним симпатией.
Сам режиссер признался, что в фильме достаточно материала для того, чтобы счесть его чуть ли не автобиографическим. Не будем спорить, Линкрейтеру в колледже в 1980 году наверняка было очень круто и весело, однако зрителю, вынужденному наблюдать 72 часа ничем не омраченного отрыва и укурочного псевдофилософствования, становится неловко и скучно. Слишком много вечного лета, слишком много ностальгии и оптимизма в воспоминаниях о юности, когда трава была зеленее, деревья – выше, а девушки – доступнее. Линклейтер явно не учел, что у каждого лучшие годы выглядели по-своему.
Артем Мельников, InterMedia