«Тени свободы» - «Эволюция оскорбляет» *** (Слушать)
2016, «Союз Мьюзик»
«Тени свободы» - московская группа, существующая с 2004 года и выпустившая пять альбомов, не считая ЕР и синглов. «Тени» играют довольно бодрый и мелодичный поп-панк, которому явно не хватает какой-то изюминки. Альбомов таких групп только на «Союз Мьюзике» выходят десятки в год - их и на слух не очень отличишь, и переслушивать не захочешь. Вообще поп-панк - это весёлая адреналиновая музыка для мальчишек и девчонок, но на нашей почве она не слишком приживается: здесь хочется или большей глубины, или большей бессмысленности, а старательная середина редко оказывается золотой.
Собственно, ознакомиться с альбомом «Эволюция оскорбляет» я решил во многом из-за названия и обложке. Нечасто заголовок так буквально иллюстрируют кавер-дизайнеры, а у «Теней свободы» картинка оказалась весьма яркой: на игрушечного робота нападают жертвы эволюции - игрушечные дилафозавр, мегалозавр, нодозавр и Годзилла, и из робота высыпаются разноцветные конфетти, принимающие форму длинношеего брахиозавра. Но, чтобы добраться до одноимённой песни, нужно или нажать на седьмую кнопку, или выслушать пяток необязательных треков, которые вроде как записаны «по канону жанра», но в сердцах и в головах слушателей практически никаких следов не оставляют. Зато в текст «Эволюции оскорбляет» сочетает осмысленность и остроумие, повествуя о динозаврах в ожидании неизбежного: «Они знают, что однажды она истребит их всех, что скоро этот день грядёт, они знают то, что будущее у порога, только их оно уже не ждёт, ведь они не научились новым трюкам и умеют лишь хватать кто что успел. Впрочем, это ещё действует, и значит на дворе всё ещё юрский беспредел» с раскатистым припевом «ваааа, эволюция оскорбляет чувства динозавров». Ну а если ещё лучше вслушаться в песню, то окажется, что она и не совсем про динозавров, и вовсе не про эволюцию - «они знают, что она их всех сметёт и запрещают её проявления». Образ несложный, но красивый - динозавры, законодательно запрещающие эволюцию. Его так и хочется экстраполировать на другие исторические периоды.
На альбоме есть и ещё один трек, выходящий за тематические рамки поп-панка. «Мы хотим войны», записанный с Дмитрием Спириным из «Тараканов» - довольно жёсткое политическое высказывание, без ископаемых аллегорий описывающее милитаризацию сознания населения и его причины: «Тот, кто нам нашёл врага - безумных сказок автор». К слову, в андеграундных альбомах обнаруживается всё больше резких протестных песен, что противоречит и данным официальной социологии, и популярному мнению о музыкантах, которых «всё устраивает». Подобный социальный репертуар пока не пользуется большим спросом - думаю, только потому, что исходит от не самых известных команд. «Тени свободы» - объективно не тот проект, к которому будут прислушиваться. Однако тенденция чётко свидетельствует о скором переходе количества протестных песен в качество и неизбежности эволюции.
Алексей Мажаев, InterMedia