«Ляпис Трубецкой» - «Лучшее, часть 2. Свежий ветер» **** (Слушать)
2016, «Союз Мьюзик»
Забавно наблюдать за тем, как издатели двухсерийного выпуск лучших песен «Ляписа Трубецкого» поневоле всё время попадают в противофазу текущим устремлениям экс-лидера группы Сергея Михалка. Когда выходила дворово-сиротская первая часть «Любовь и романтика», Михалок как раз был грозным лидером проекта Brutto: свои ранние песни он и сам петь отказывался, и другим - например, группе Trubetskoy, - не позволял. Спустя довольно короткое время, стоило меломаном приступить к прослушиванию вышедшей компиляции поздних политизированных «ляписов», Михалок отыграл назад, заявив, что внутри он всё тот же «толстый Сирожа», и «Ты кинула» никто, лучше него не споёт. Сказано - сделано: вот уже объявлены и начались концерты со специальной программой «Ляпис-98», где Brutto играет старенькие вещи «ЛТ», вот уже публика в соцсетях робко надеется на возрождение «Ляписа Трубецкого» в старом составе: огород они конечно нагородили - и продолжают городить - непростой, но к чему все эти разборки, если по сути произошло возвращение к старому репертуару?
Ну а пока все взахлёб поют «ты Роксана - я Бабаян», мы обратимся к позднему периоду «Ляписа Трубецкого», ярко представленному в сборнике «Свежий ветер». Как ни крути, прорыв Михалка и компании из категории прикольных парней в категорию стадионных героев состоялся благодаря альбомам «Капитал» и «Манифест» и резким песням оттуда. Несмотря на то, что два вокалиста - Сергей Михалок и Павел Булатников - ныне пребывают по разные стороны баррикад, рубленый образ «Ляписов 2.0» они ковали вместе: голос Павла лучше подходил для исполнения антиглобалистских революционных гимнов, написанных Сергеем. Впрочем, фирменный звук рождался именно из их двухголосья.
Сборник, кстати, доказывает, что концептуальность настоящему искусству на пользу идёт далеко не всегда. Даже по этой подборке заметно, что песни у «Ляписа Трубецкого» в отчётный период выходили крайне неровные, но на это Михалок закрывал глаза: для него на тот момент было важнее, чтобы они соответствовали общему настрою. В итоге из альбома стадионных гимнов собственно стадионными гимнами становились два-три трека. Это неплохой показатель, но 26 композиций для сборника всё же выглядит перебором. Рядом с «Капиталом» и «Воинами света» «Матрёшка», «Анархо-турист» и «Принцесса» звучат не слишком убедительно.
Впрочем, после небольшого редактирования трек-листа из этого сборника можно получить очень плотное, сконцентрированное и боевое концертное отделение. Вот что войдёт в него обязательно: «Капитал», «Путинарода», «Железный», «Воины света», «Я верю», «Свежий ветер», «Болт», «Золотая антилопа», «Рабкор», «Священный огонь», «Не быць скотам», «Грай» и «Броненосец (Ты ни при чём?)». А порядок песен определите самостоятельно.
Алексей Мажаев, InterMedia