Никита Михалков рассказал на конференции в Женеве, как сохранить киноиндустрию в цифровой среде
Международная конференция Всемирной организации интеллектуальной собственности «Глобальный рынок цифрового контента» открылась 20 апреля 2016 года в Женеве (Швейцария). В работе российской делегации принял участие режиссер, актер и продюсер, обладатель премии «Оскар» Никита Михалков. Также в работе конференции в составе российской делегации приняли участие руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, генеральный директор РСП Андрей Кричевский, генеральный директор АО «НРИС» Николай Дуксин и др.
По итогам панельной дискуссии «Кино — сохранение киноиндустрии в цифровой среде» в интервью агентству InterMedia Никита Сергеевич рассказал, что в сфере продажи кинобилетов знаковым для России стал 2013 год, когда наша страна вышла на второе место по посещаемости кинотеатров в Европе. Число проданных кинобилетов в России в тот год по сравнению предыдущим выросло на 10,5% и составило 173 млн. При этом на фильмы отечественного производства в 2013 году - 35 млн билетов.
По итогам 2014 года общее количество проданных в России кинобилетов составило 190 млн, из них на российские фильмы - 34 млн штук.
В 2015 году режиссер также отметил незначительный рост рынка кинобилетов - в России их было продано 191 млн, при этом количество проданных билетов на российские фильмы в этом году снизилось и составило 32,5 млн (17% от общего числа проданных билетов).
- Следует отметить, что общие кассовые сборы в 2015 году составили более 48 млрд. рублей, - резюмировал Никита Михалков. - В отечественной валюте сборы выросли на 4% (результат 2014 года – 46 млрд рублей), однако в долларовом эквиваленте, из-за резкого снижения курса рубля, общие сборы заметно просели - на 35%. Если же приводить результаты работы легальных интернет-видеосервисов, можно констатировать, что объем российского рынка в этом сегменте в 2015 году вырос на 15% — с 7,4 миллиарда рублей в 2014 году до 8,5 миллиарда рублей.
Однако, по его словам, доля российского рынка легальных видеосервисов в общемировом объеме в 2015 году сократилась вдвое и составила 0,5% - из-за снижения курса национальной валюты и стремительного роста мирового рынка.
Также участники конференции обсудили вопрос работы цифровых хранилищ данных о лицензиях, таких, как UltraViolet, которые, похоже, потеряли свой потенциал, прежде чем попасть в стадию реализации - «успех подобного сервиса возможен только при условии его полной универсальности и при своего рода монопольности его положения».
- Пример UltraViolet очень характерен – Disney, Pixar и Marvel отказались от участия в нем и создали свой сервис, ведущие международные цифровые витрины - Amazon Video, Google Play и iTunes не стали официально поддерживать этот сервис, - сказал Никита Михалков. - Пиратство – это социальное и правовое явление, любые попытки решения этой проблемы при помощи технологий будут натыкаться на вопросы технической и коммерческой конкуренции. Проще говоря, UltraViolet – это попытка перешагнуть не поддающуюся сегодня решению проблему пиратства в надежде, что в технологически развитом «завтра» проблема как-то сама рассосется.
В беседе с корреспондентом агентства InterMedia Никита Сергеевич сообщил, что согласно исследованиям, в 2015 году наиболее распространенной моделью монетизации видеоконтента на российском рынке осталась AVOD (advertising video on demand - видео по запросу, сопровождающееся рекламными вставками. – Прим. InterMedia). Доля этой модели снизилась в 2015 году до 65,3% с 66,5% в 2014 году за счет роста платных сервисов. Однако, по прогнозам специалистов, эта модель монетизации будет оставаться абсолютным лидером российского рынка и сохранит свою долю не менее чем в 65% вплоть до 2019 года.
Борьбу с пиратством, считает режиссер, необходимо вести не через принуждение к отказу от использования нелегального контента, а путем внедрения новых бизнес-моделей, обеспечивающих свободу распространения, обмена и потребления результатов интеллектуальной деятельности. Цель - добиться того, чтобы правообладатель получал вознаграждение за каждый факт использования его произведения в интернете. Для примера: в странах СНГ сейчас этот показатель не превышает 10-20 случаев из 100.
Справка InterMedia:
UltraViolet – облачный сервис хранения данных о цифровых правах на просмотр фильмов и телевизионных шоу. Сервис позволяет потребителям хранить доказательства покупки лицензированного контента в учетной записи для обеспечения возможности просмотра на различных устройствах, использующих несколько приложений из нескольких различных потоковых услуг.