Никита Михалков принял участие в работе Международной конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности
Международная конференция Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) «Глобальный рынок цифрового контента» проходит в Женеве (Швейцария) 20-22 апреля 2016 года. ВОИС является одним из специализированных учреждений ООН.
В конференции принимают участие предприниматели в сфере технологий, крупнейшие представители издательской отрасли, лауреаты премий Американской киноакадемии и «Грэмми», а также делегации государств-членов ВОИС, объединяющей 188 стран.
В работе конференции принимает участие и делегация из России. Наша страна является членом ВОИС с 1970 года. В состав российской делегации вошли: руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, генеральный директор РСП Андрей Кричевский, ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец. Возглавил делегацию режиссер, актер, продюсер, обладатель премии «Оскар», народный артист РСФСР, президент Совета Российского Союза Правообладателей (РСП) Никита Михалков.
В рамках конференции участники обсуждают такие темы, как: развитие рынка цифрового контента, его потенциал, существующие возможности и угрозы, в том числе Интернет-пиратство, новые технологические решения для защиты интеллектуальной собственности, устойчивость киноиндустрии в цифровой среде, нематериальную инфраструктуру глобального рынка, новые модели привлечения аудитории и многое другое.
Деловую программу конференции открыл генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри. В своем приветственном слове собравшимся он особо подчеркнул, что авторское право – это центральный механизм в создании рынка для творческих произведений. «
- Если хотите, это главное средство взаимодействия между миром культуры и экономикой. Это средство, благодаря которому формируется рынок обмена творческими произведениями, и это основное средство для финансирования производства в сфере культуры. Авторское право позволяет творцу контролировать коммерческое использование его произведений и получать экономическую выгоду, обеспечивая ему средства к существованию, а также поддерживает экономическую устойчивость всей творческой индустрии, – отметил г-н Гарри.
С основным докладом на конференции выступил ученый в области визуализации данных и биометрических технологий, автор термина «виртуальная реальность», популярный писатель, композитор и футуролог Джарон Ланье.
- Люди должны чувствовать себя участниками социального договора, который позволит им получать пользу, не только тратить деньги. Мы не можем ждать, что люди будут лишь платить и платить, не получая выгоды от использования интернета, – сказал г-н Ланье.
Он также рассказал о том, как правообладатели должны приспосабливаться к эволюции в цифровой среде и вспомнил о том, как когда-то написал для одной известной газеты «огнедышащую» статью под названием «Пиратство – твой друг». Однако после того, как сам стал свидетелем того, какое давление оказывается на средний класс – музыкантов, артистов, журналистов и других творческих людей со стороны пиратов, и как меняется вся бизнес-модель, он сделал обратный вывод: «Мы создаем жертвы, это не работает».
Г-н Ланье предложил расширенный подход к использованию интеллектуальной собственности – как он сам назвал «универсальную систему сведений о правах» – систему, которая будет фиксировать все данные обо всех отчислениях обычных пользователей в Интернете, факты использования произведений.
Глава российской делегации Никита Михалков принял участие в дискуссионной секции «Кино: Устойчивость киноиндустрии в цифровой среде». В рамках дискуссии обсуждался, в частности, вопрос использования новых технологий для обеспечения финансирования творческих индустрий, в том числе технологии краудфандинга как средства финансирования отдельных кинопроектов.
Согласно ежегодному отчету Massolution’s 2015 Сrowdfunding Industry Report глобальный рынок краудфандинга несколько последних лет переживал этап активного роста. Аналитики прогнозировали, что к концу 2015 года индустрия достигнет уровня в 34,4 млрд долл. При этом для России краудфандинг – понятие относительно новое, несмотря на то, что за последние годы количество ресурсов, оказывающих краудфандинговые услуги, выросло, говорить о сборах в миллионы долларов под конкретный проект нельзя.
Г-н Михалков обратил внимание присутствующих на то, что технология краудфандинга не исчерпала свой потенциал. В частности, если говорить о такой части краудфандинга как краудинвестинг, то этот вопрос можно рассматривать значительно шире – в рамках финансирования не только отдельных, например, кинопроектов, но и киноотрасли в целом. «Можно рассматривать модель, в которой большое количество пользователей платит небольшую сумму за доступ к неограниченному объему контента, а общая сумма их выплат распределяется среди правообладателей», – отметил он. (Краудинвестинг характеризуется наличием финансового/косвенно-материального вознаграждения для инвесторов.)
Главная цель – выстроить работающую систему взаимодействия производителей и потребителей контента в интернете, чтобы правообладатель получал вознаграждение за каждый факт использования его произведения, а пользователь широкий выбор качественной продукции за соизмеримые деньги. Сегодня же, например, в странах СНГ правообладатель получал вознаграждение за использование его произведений в интернете показатель в 10–20 случаях из 100.
Также Никита Михалков высказался в поддержку мнения участников дискуссии о том, что несмотря на осознание степени важности проблемы интернет-пиратства, пока никому не удается консолидировать участников индустрии и воплотить в жизнь те или иные решения. В частности, он отметил, что «пиратство – это прежде всего социально-правовое явление, однако, нельзя забывать о том, что это и бизнес-модель, которая работает на интересы определенной группы людей. Да, безусловно, уровень пиратства за последние годы снизился и, в том числе, за счет совершенствования отдельных правовых норм, распространения стриминговых сервисов и повышения уровня личной ответственности людей, но это снижение настолько минимальное, что глобальных улучшений никто не чувствует. Это скорее дает лишь эффект психологический – самоуспокоения». По мнению Михалкова сегодня слишком много возлагается надежд на некое волшебное технологическое решение, которое разом снимет все проблемы. Но, как показывает практика, ни многочисленные стриминговые сервисы (ivi.ru, Яндекс.Радио, Google Music, ITunes Radio и т.д.), ни облачные сервисы – цифровые хранилища данных о лицензиях (UltraViolet) не решают проблему пиратства. (Стриминговые сервисы – это платформы, позволяющие за определенную абонентскую плату или за счет необходимости просмотра рекламных роликов рекламодателей получать практически неограниченный доступ к легальному контенту. UltraViolet – облачный сервис хранения данных о цифровых правах на просмотр фильмов и телевизионных шоу. Сервис позволяет потребителям хранить доказательства покупки лицензированного контента в учетной записи для обеспечения возможности просмотра на различных устройствах, использующих несколько приложений из нескольких различных потоковых услуг.)
В свою очередь Михалков отдельно остановился на вопросе работы отечественных легальных интернет-видеосервисов. По данным РСП, объем российского рынка в этом сегменте в 2015 году вырос на 15% – с 7,4 миллиарда рублей в 2014 году до 8,5 миллиарда рублей.
Однако, доля российского рынка легальных видеосервисов в общемировом объеме в 2015 году сократилась вдвое и составила 0,5% – с одной стороны из-за снижения курса национальной валюты, с другой из-за стремительного роста мирового рынка.
- Без комплексного подхода проблему пиратства решить невозможно. Необходимо выработать консолидированную тактику по поиску решений в социально-экономической, правовой и технологической сферах. Необходимо внедрять новые бизнес-модели монетизации интеллектуальных прав в цифровой среде. Интернет – это огромное поле возможностей, и задачей государства и общества является правильное структурирование цифровой среды, организация перехода от «базара» к цифровой индустрии, – резюмировал Михалков.