Екатерина Мцитуридзе (Роскино): «Жанровые истории перспективнее, чем очередные авторские экзерсисы»
ОБ УРОВНЕ ВЫПУСКНИКОВ КИНОВУЗОВ И КИНОШКОЛ
- По большинству фильмов, которые мы отсмотрели, невозможно даже догадаться, что их сняли выпускники, а не любители. Есть при этом любительское кино на YouTube, которое снято во сто раз профессиональней. Если ситуация не изменится, то в следующем году мы, возможно, переформатируем Global Russians — и выберем фильмы в сборник из любительских работ с наибольшим количеством просмотров в интернете. И уже этих ребят привезем в Канн, организуем им участие в образовательных программах и каннском Short Film Corner. Потому что сейчас большой разницы я не вижу — из киношкол часто стали выходить заштампованные, лишенные собственного голоса и стиля режиссеры. В прошлом году работы выпускников мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии были на голову выше, чем все, что мы отсмотрели в этот раз. В итоге мы выбрали фильмы не только из российских вузов, но и две короткометражки выпускников Лондонских киношкол, наши ребята, которые отучились там и вернулись снимать в Россию.
В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ГОСПОДДЕРЖКИ КИНО?
- Она должна стать прозрачной — без этого развитие не возможно. Взять, допустим, поддержку кинотеатров и кинопоказа. Сейчас звучат разве что фразы «Мы поддержали (условные) 100 или 1000 кинотеатров». Какие именно кинотеатры? Какой объем каждой дотации? Какой процент российского кино в реальности у них в репертуаре? Помогли ли привлечь дополнительных зрителей эти дотации? Это риторические вопросы. А как, например, функционирует CNC – центр поддержки кинематографа во Франции? Стопроцентная отчетность, каждый год. Потому как фонд, это публичная структура и по уставу обязан предоставлять детальную отчетность. В Variety мы несколько раз сворачивали статьи о российском кинопроизводстве из-за отказа наших фондов выделяющих госденьги, делиться информацией о доле господдержки в каждой картине, о возвратных процентах с прибыли, о бюджетах, об убытках, о распределении возвратных субсидий, о точных кассовых сборах и т.д. Вот сейчас для русского Forbes, который подготовил большой материал о Каннском кинорынке, мы узнавали цифры, детальную стоимость сделок, контрактов, весь инсайд — без проблем, фестиваль нам все предоставил. Ну а благодаря книге Жоэля Шапрона, изданной при поддержке Александра Мамута, мы знаем все о том, как устроено финансирование французского кино. И оно прекрасно могло быть основой для реформы российского кинопроизводства.
КОГДА ПОЯВИТСЯ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРОДЮСЕРОВ?
- Уже появилось, и это позитивная новость. Например, Илья Стюарт (продюсер фильмов «(М)ученик», «Холодный фронт»), один из тех, у кого есть свежие идеи и готовность искать на них финансирование. Стюарт будет участвовать в этом году не только в «Особом взгляде» с фильмом Серебренникова, но и в каннской Producers Network — где представит два своих новых проекта. Один — следующий после «Холодного фронта» фильм Романа Волобуева с интересной задумкой и рабочим названием «Блокбастер» (я надеюсь, название они поменяют). Второй, чем-то напоминающий «Голодные игры», называется «Кровь на танцполе» со Светланой Ходченковой, Светланой Устиновой и Анной Чиповской в главных ролях. Жанровые истории. Это перспективнее, чем очередные авторские экзерсисы, режиссеры которых ненавидят то, о чем снимают, но надеются, что какой-нибудь фестиваль увидит в них нового Тарковского, Панфилова или Шукшина. Не увидит! Потому как те снимали о том, что у них болело, а не о том, что на их взгляд, болело у фестивалей.
О ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОДЮСИРОВАНИЯ
- На мой взгляд, такой путь могут проложить наши ведущие продюсеры, если откроют школы-студии при своих компаниях — год такого образования и практики мог бы дать больше, чем пять потерянных лет в ВУЗе, который мало напоминает университеты Лос-Анджелеса, где из ребят выращивают творцов, а не штампуют роботов. Молодых продюсеров могли бы выращивать Сельянов, Эрнст, Максимов, Верещагин, Бекмамбетов, Файзиев, Роднянский, Мелькумов, Бондарчук, Рудовский, Давльетьяров, Толстунов, Горяинов, Борисевич. Не хотелось бы кого-то пропустить. У «Централ Партнершип» большой опыт. У канала «Россия», у Первого — огромный. ТНТ успешно двигается в сторону кино. СТС тот же мог бы стать одной из баз. Профессионалы развивают индустрию своими руками и своим интеллектом. И им отчаянно нужны новые кадры: продюсеры, режиссеры... Сценаристов можно отправлять в Лос-Анджелес с гарантией того, что они вернутся и получат здесь в России работу. Сергей Сельянов вместе с Александром Акоповым и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения три года уже предлагают системную реформу кинообразования — но ее до сих пор не случилось.
ЧЕМ МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ РОССИЙСКОЕ КИНО?
- Мы можем гордиться отдельными людьми, личностями. Но все люди, которыми мы можем гордиться, добились чего-то вопреки сложившейся системе, а не благодаря ей. У нас есть и хорошие проекты, и профессионалы, способные их делать, вот хотя бы все те, которых я только что упоминала. Но это все частные успехи, возможные только благодаря невероятным усилиям отдельных людей и их команд. Системы нет — и как можно ее выстроить, если не начинать с базы, то есть образования?
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО?
- Государство должно вкладываться в маркетинг российского кино ровно также как и в производство. Кроме того, российские фильмы, самые разные, рассчитанные на разную аудиторию, должны идти в прокате не две-три недели, а два-три месяца — тогда у них будет гораздо больше возможностей стать феноменом, найти своего зрителя. Вот пример: чудесный совершенно фильм «Территория», я его смотрела три часа не отрываясь, он шел на экранах две недели — вялая реклама, минимум пиара, никакого обсуждения в обществе, международный резонанс даже не планировался. А все могло сложиться иначе! Зритель должен приучаться смотреть свое кино. У нас сейчас в России нет культуры потребления национального кино. И год кино этому не поможет. Во Франции эта культура потребления своего национального и качественного независимого мирового контента прививается десятилетиями.
КАК В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОДВИЖЕНИЕМ НАШЕГО КИНО ЗА ГРАНИЦЕЙ?
- Нелегко, но мы не жалуемся. У Роскино есть выстроенная структура, четкая программа действий, международная репутация наработанная за 5 лет беспрерывной работы. Мы не существуем в вакууме, в волшебном кубе с табличкой «красная дорожка — вид сверху». Все взаимосвязано. И сейчас приходится констатировать, что мы вынуждены делать хорошую мину при неблагоприятных обстоятельствах, в условиях постоянного недофинансирования. Работаем так, чтобы все наши внутрироссийские противоречия для наших международных партнеров были незаметны. Буквально сегодня я созванивалась с директором Каннского кинорынка чтобы отсрочить у него оплату за аренду и за рекламу. Мы и так платим частями. И Жером Пайар — наш друг. Но это унизительно. Субсидий, которые нам выделяются, хватает в лучшем случае на четверть наших расходов на кинорынках. Остальное приходится добирать с помощью партнеров и благотворителей — так, нам уже несколько лет помогают компания «Аэрофлот» и Благотворительный Фонд Елены и Геннадия Тимченко. И это замечательно, они получают отличную прессу и паблисити в ассоциации с нашими мероприятиями, но факт остается фактом — продвигать национальное кино, и в целом национальную культуру, это фундаментальная задача государства. Мы недавно говорили с Ольгой Свибловой, которая за многие годы добилась больших успехов, формируя вокруг своего музея определенную среду, и она также сетует на то, что, например, для продвижения тех же прекрасных талантливых русских фотохудожников за границей, ни средств, ни технологий у них нет. Ольга предложила подумать, как мы могли бы это делать совместно с Роскино и это абсолютно все реально.Мы все единомышленники. Но еще раз — серъезные шаги можно делать только при активной поддержке государства.
(Денис Рузаев, Lenta.ru, 26.04.16)