Алексей Учитель: «Сейчас к российскому кино в основном относятся как к чему-то, что не надо смотреть»
ПОЧЕМУ НИКОЛАЯ II В «МАТИЛЬДЕ» ИГРАЕТ НЕМЕЦКИЙ АКТЕР ЛАРС АЙДИНГЕР?
— С самого начала предполагалось, что проект будет международным, и что немецких героев сыграют европейские исполнители. Ларс — гениальный актёр, я видел его в постановках театра "Шаубюне" в Москве и в Берлине. Последняя премьера "Ричарда III" с его участием прошла с триумфом во многих странах, в театральных кругах он знаменитость.
На роль Николая я изначально предполагал российского актера. Но однажды, когда Ларс приехал в Петербург на пробы, наш художник по костюмам приложила ему бороду. У Ларса и без бороды парадоксально русское лицо, а с ней я увидел, что он очень похож на императора.
Кстати, многие, кто смотрел наш материал, говорят, что он — вылитый Олег Иванович Янковский.
КАК ЛАРС АЙДИНГЕР ГОТОВИЛСЯ К РОЛИ?
— Я его спрашивал еще до того, как утвердить на роль: ну хорошо, допустим, я тебе предлагаю на выбор роль Николая или другую, на которую тебя пробую — ты бы что выбрал? И он сказал: Николая, потому что он для меня безумно интересен как человек. Конечно, Ларс очень много прочитал, посмотрел хронику, и он удивительно точно почувствовал своего героя, с его невероятным интеллектом и мягкостью.
О НИКОЛАЕ ВТОРОМ
- Для меня вообще Николай II — личность, которая, как мне кажется, у нас недооценена. Его воспринимают как человека, развалившего государство, а я считаю, что он вывел Россию на небывалый уровень во всем: и в экономике, и во многих других областях. Он поднял страну и с триумфом выигрывал Первую мировую войну.
Но, наверное, он очень многого не предусмотрел, человеческий фактор непредсказуем, его начали предавать близкие люди. История отношений с Матильдой Кшесинской стала для него переломным моментом. Долг и любовь боролись в Николае со страшной силой, и если бы не смерть отца… История могла бы пойти совсем по другому пути. В этом эпизоде истории много интригующего, мистического, детективного — это триллер.
О ПОКАЗЕ В ФОРМАТЕ IMAX
— IMAX всего запускает в год около 30 проектов, из них российских не больше одного-двух. Мы ведём переговоры, показали пока немного материала, но обычно решение принимается после того, как фильм показан целиком.
Технически выполнить конвертацию несложно, так как мы снимали фильм на камеры последнего поколения с огромным разрешением. IMAX многое даст фильму, в том числе — дополнительно 20% сборов.
ОСТАЕТСЯ ЛИ ВРЕМЯ НА ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ВГИКА?
— Конечно. В июне у курса диплом, это второй мой выпуск. Конечно же, все студенты работали на "Матильде" — вахтой по неделе. Три человека работали почти весь съёмочный период.
Вообще, у меня студенты постоянно снимают — раз в полгода по фильму. С первого сентября первого курса начинаем работать над сценарием и над фильмом, а не разбираемся с какими-то там упражнениями и разговорами. У меня есть такая статистика: из 25 человек к пятому курсу доходят 15-17, а из них остаются три-четыре человека, за которыми я хочу следить и которым хочу помогать.
О ГОДЕ РОССИЙСКОГО КИНО
— Я думаю, что здорово, что она есть. Сейчас к российскому кино в основном относятся как к чему-то, что не надо смотреть. А мне хотелось бы, чтобы в мозгах у людей это поменялось.
Конечно, у нас есть много ширпотреба, но так во всём мировом кинематографе — и американские, и французские фильмы бывают как хорошие, так и плохие. У нас выходит масса фильмов-событий, и вообще в нашем кино сейчас происходит много интересного.
(Павел Гайков, РИА «Новости», 27.04.16)