Илья Лагутенко: «Нельзя слишком серьезно к себе относиться, не тот жанр»
КАК СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ В СВЯЗИ С 20-ЛЕТИЕМ ГРУППЫ?
— Да как обычно… Люди приходят, уходят, что-то происходит постоянно, это такой большой бесконечный процесс. На двадцатом году непрерывной гастрольной жизни, конечно, начинаешь отдавать себе отчет в том, что есть определенные закономерности. Срок солидный, у нас даже президент еще в этом статусе его не достиг (смеется). Да и немногие музыкальные коллективы умудряются пройти путь в несколько десятков лет. С другой стороны, те группы, которыми я вдохновлялся – «Алиса», «Аквариум» — прекрасно себя чувствуют, это очень убедительные примеры. Но я при всей вере в себя, не ожидал, что мои детские забавы — иначе не назвать — определят большую часть моей жизни. Мы сейчас говорим фактически накануне юбилея альбома «Морская» — 20 лет прошло с момента записи, кто бы мог подумать, в следующем году будет официальная круглая дата. Я время от времени вспоминаю, как во Владивостокском рок-клубе к группе «Мумий Тролль» относились снисходительно. Мы не вписывались в какие-то тенденции 80-х, нас считали, так, «пляжным рокенроллом», который никому не нужен и не интересен. Когда выходила «Морская» нас тоже называли группой-однодневкой, которая не нужна российскому шоу-бизнесу. Я помню, что я тогда даже не обижался — думал, людям виднее со стороны. Но получается, что единственный стоящий эксперт это время (улыбается). И вот мы сейчас все начинаем с чистого листа — как в одноименной песне. Я, конечно, иронизирую — самоирония необходимая часть поп-музыки, к которой я причисляю и рок-н-ролл. Нельзя слишком серьезно к себе относиться, не тот жанр. Серьезность в моем случае касается только того, как я сам себя чувствую – мне, к счастью, совершенно не стыдно исполнять сейчас со сцены те песни, которые я написал будучи подростком. Мне нравится и публике – тоже.
О ФИЛЬМЕ «SOS МАТРОСУ»
— Это плод нашего трехлетней давности путешествия на барке «Седов». Мы хотели записать альбом по время плавания и снять про это кино, у нас даже были какие-то договоренности с телевидением и кинокомпаниями, но в дороге оказалось, что с ними не хватает взаимопонимания. Они это видели в каких-то своих форматах, которые мне не подходили. Пришлось сойти на берег, переосмыслить сделанное… Снять кино, в общем, оказалось легче, чем извлечь из отснятого материала удовлетворительный результат. Мне с самого начала не хотелось, чтобы получилось какое-то реалити-шоу или чистая документалистика о туре группы. Это путешествие изначально задумывалось, как некое действо, в котором само по себе плавание служит декорацией. Я с самого начала видел эту историю как скорее художественное кино.
КАК СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ НА ФЕСТИВАЛЯХ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ?
— Знаете, несмотря на то, что молодые музыканты часто признаются, что альбом «Морская» был для них источником вдохновения, никаким корифеем или, там, мастодонтом я себя не ощущаю. Отчасти поэтому, кстати, мы решили сейчас вернуться к старым песням — надо понять, как их играть. У нас в группе так сложилось, что мы сперва записываемся, а потом начинаем думать, как исполнять эти песни живьем, это определенный вызов. Не всякая студийная версия работает с публикой, надо искать здравый компромисс между реакцией зала, подачей… В общем, я себя сейчас чувствую вокалистом студенческой группы (смеется).
О ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАКОНЧИТЬ ИСТОРИЮ ГРУППЫ
— Тут вот какое дело. Мне никогда не было интересно заниматься музыкой единолично, замыкая все на себя. Наоборот, всегда хотелось создать скорее какую-то модель жизненного пространства, в котором музыка играет одну из главенствующих ролей, связывая людей и их интересы. Хочется объединить между собой разных музыкантов из разных городов и стран. Для этого требуется некоторый кредит доверия, и я понимаю, что если бы у меня не было ничего созданного мною лично, то и кредита этого не было бы. Так что, конечно, буду продолжать, пока есть силы. В конце концов, все эти туры, записи, сайд-проекты – просто попытка прожить несколько жизней за раз.
(Ярослав Забалуев, «Газета.ру», 28.04.16)