Андрей Кричевский («Фирма Мелодия»): « С момента выхода цифрового издания балетов Прокофьева — 71.000 прослушиваний! И это не может не радовать»
ОБ УНИКАЛЬНОЙ ЗАПИСИ ПРОКОФЬЕВА-ДИРИЖЕРА
—Это знаменательная историческая запись Второй сюиты из балета "Ромео и Джульетта" под управлением автора, сделана в 1938 г. с оркестром Московской государственной филармонии. Это уникальный исторический "фонодокумент", сохранивший до наших дней искусство Прокофьева-дирижера.
Две сюиты из балета "Ромео и Джульетты" были составлены автором в 1936 г., сразу приобрели популярность, и к тому времени вошли в репертуар многих советских дирижеров. Прокофьев всегда был к себе невероятно критичен.
А вот этой записью композитор остался доволен, например он писал: "Приятно отметить отличную рассадку оркестра, дающую на пластинке ровную звучность и правильное соотношение между инструментами". Конечно, эта запись актуальна и для исполнителей, и для слушателей.
О СПЕЦИФИКЕ РЕДКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЮБИЛЕЙНОМ ИЗДАНИИ
— Четыре ранних балета С.Прокофьева до последнего времени были не так известны. Балет "Блудный сын" впервые в нашей стране был показан в 1962 году Нью-йоркской труппой Джорджа Баланчина, в последние годы в разных театрах в России поставлены балеты "Шут" и "Стальной скок". Что касается "На Днепре", то эта музыка у нас звучала только в симфонических концертах.
Этот балет заказал Прокофьеву танцор и балетмейстер Серж Лифарь, который после смерти Дягилева в 1929 году перешел в Парижскую оперу. Надо сказать, что работа над балетом шла не совсем гладко: композитор и хореограф постоянно ссорились. Премьера "На Днепре" состоялась в 1932 году, но балет не имел успеха и быстро сошел со сцены.
С исполнением этой музыки в России связана довольно сложная история с приобретением авторских прав. Дело в том, что свои ранние балеты Прокофьев писал, находясь за границей. И, согласно заключенным контрактам, немедленно по окончании сочинения партитура становилась собственностью "Российского музыкального издательства" в Париже, которое многие годы возглавлял замечательный дирижер Сергей Александрович Кусевицкий.
После смерти Кусевицкого издательство перешло в собственность английской фирмы "Бузи и Хокс", которой стали принадлежать все права на сочинения Сергея Прокофьева, написанные за границей. Позже, в связи с широким развитием деятельности "Всесоюзного агентства по охране авторских прав" и заключением двухсторонних контрактов со множеством зарубежных издательских фирм, стало возможно получить нотные материалы и исполнить эти сочинения в СССР.
Впервые эта музыка прозвучала на родине его автора на концерте в Большом зале Московской консерватории в сентябре 1982 года, именно тогда и была впервые сделана запись.
О ПРИОРИТЕТАХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
— Сейчас мы можем судить только предварительно, поскольку точный отчет цифровых продаж мы получаем через месяц после выхода альбома. Балеты Прокофьева стали доступны в день рождения композитора 23 апреля, это, кстати, и день рождения "Мелодии" – нам в этом году исполнилось 52 года. На первом месте по скачиваемости – "Монтекки и Капулетти" из сюиты №2 балета "Ромео и Джульетта", дирижирует Прокофьев. На втором – трек "Полночь", это 2 действие балета "Золушка". Почетное третье место – "Джульетта-девочка" и опять сюита №2 балета "Ромео и Джульетта", дирижирует Прокофьев. С момента выхода цифрового издания 71.000 прослушиваний! И это не может не радовать.
О ПРОКОФЬЕВЕ ГЕННАДИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО
— Музыка С.Прокофьева – всегда занимала особое место в работе Рождественского. Он рассказывает, что с детства боготворил композитора. Балет "Золушка" был дипломной работой молодого дирижера, а запись сюиты из этого балета – первой его пластинкой.
В 1959 г. под управлением 28-летнего маэстро в Ленинграде состоялась премьера Концерта №4 для фортепиано с оркестром. Именно Рождественский первым в мире записал балеты Прокофьева "На Днепре" и "Блудный сын", вернул на сцену оркестровые сюиты "1941 год", "Сны" и "Симфоническая песнь", исполнил и записал все сочинения композитора: симфонии, оперы, оратории, сюиты, театральную музыку, а также инструментальные концерты.
О ЮБИЛЕЙНЫХ ИЗДАНИЯХ
— Юбилейная коробка Шостаковича уже появилась в продаже. Это также подарочный бокс – все симфонии Дмитрия Дмитриевича. Особенность издания – акцент на дирижерах, все 15 симфонии симфоний звучат под управлением Рудольфа Баршая, Константина Иванова, Кирилла Кондрашина, Евгения Мравинского, Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, а последней 15 симфонией дирижирует Максим Шостакович. Уникальные архивные записи 1961-1984 гг.
(Анна Кочарова, РИА «Новости», 23.05.16)