Анна Чиповская: «Без некоторых людей я не могу дышать. А без работы могу»
О СВОЕЙ ФИЛЬМОГРАФИИ
— 30 — это много? Честно говоря, не вижу в этой цифре какой-то удивительной удачи. То, что мне удается активно сниматься, безусловно, везение, но его вряд ли можно отнести к разряду личных достижений. Профессиональных побед в моей жизни немного, пока рано даже думать на эту тему. Я снимаюсь с юных лет и первое время, еще до поступления в Школу-студию, соглашалась на все, что предлагали, стараясь просто заработать, чтобы обеспечить себя и маму. Взрослея, научилась отделять зерна от плевел, лучше понимать, чего хочу. К сожалению, в последнее время получаю все меньше интересных предложений — почти все по трафарету: Аня Чиповская — романтическая героиня. И поскольку не хочу вечно завивать кудряшки, решила отказываться от предложений подобного плана. На счастье, в театре все же видят во мне характерную актрису.
ОБ ОЦЕНКЕ СЕБЯ НА ЭКРАНЕ
— Я стараюсь не смотреть свои фильмы. Мне, ужасному самоеду, это противопоказано: могу впасть в депрессию. Помню, у меня была премьера, не буду называть это кино. Когда пошли финальные титры, я расплакалась и никак не могла остановиться. Было жаль потраченных душевных и физических сил, того, что роль получилась ужасной и уже ничего не изменить. Сижу красивая такая — укладка, макияж, платье — и сотрясаюсь в рыданиях. Хорошо, рядом был близкий человек, и он, понимая, что еще миг — и я окажусь в центре внимания публики, вывел меня из зала. Но дело не в самом кино, дело было во мне. Наверное, не надо идти на уступки во время съемок — следует спорить, биться, не поддаваться напору режиссера. Потому что из крошечных «пусть будет по-вашему» вышла в итоге катастрофа.
ЗАДУМЫВАЛАСЬ ЛИ О ДРУГОЙ ПРОФЕССИИ?
— Нет, никогда. Потому что выросла в Театре имени Вахтангова. А это то волшебное место, где моя душа трепещет. Маленькой бунтовала против нянь, отказывалась оставаться с ними дома и просила маму взять меня с собой в театр. За кулисами я испытывала невероятный восторг от всего вокруг, для меня и по сей день Вахтанговский театр — самый красивый на свете. Стоит подойти к его входу, как сердце бьется сильнее и громче. Если нахожусь в зале, то за секунду до начала действа, когда свет уже погашен, а занавес еще не раскрылся, замираю и боюсь вздохнуть. Чем это объяснить, не знаю, но это очень ценно и значимо. Потому что, согласитесь, взрослея, человек реже удивляется, реже восторгается. Невероятно горжусь и радуюсь тому, что с этого сезона играю в Театре имени Вахтангова хореографический спектакль «Мужчины и женщины» в постановке Анжелики Холиной. Спасибо Олегу Павловичу Табакову, что разрешил. Бегать из одного театра в другой — неэтично, но мне позволили.
О СОВЕТАХ НАЧИНАЮЩИМ АКТЕРАМ
— Да что я могу советовать, у меня-то пока все удачно складывается. Но когда я прохожу в эти дни мимо Школы-студии МХАТ, а там ад в виде огромной толпы страждущих, думаю вот о чем: всем этим мальчикам и девочкам предстоит снять розовые очки и иначе взглянуть на актерскую профессию. Собираясь связать с ней свою жизнь, важно понимать, что, возможно, вы никогда не встретите своего режиссера, вам не позвонят и не предложат хорошую роль, не возьмут в театр. Что, возможно, не придется почувствовать удовлетворение от профессии, а только муки, не удастся получить признание, увидеть хороший результат. Возможно, вы будете безмерно ненавидеть себя за ту ерунду, в которой вынуждены участвовать. Понимаете, чаще может звучать «никогда», чем «возможно, получится». И это правда. Успех вообще ни от чего не зависит. Тысячи гораздо более талантливых актеров, чем я, сидят по домам.
О ЛЮБВИ
— Любовь — другое дело. Хотя и здесь не могу форсировать, инициировать. Мне нужно, чтобы Вселенная предложила, а я согласилась или отказалась.
Без некоторых людей я не могу дышать. А без работы могу. Хотя легко говорить, когда она есть. Если телефон замолчит, может выясниться, что я чертовски от нее завишу, — это же проверяется только опытным путем.
Что же касается любви к некоторым людям — безотносительно, мужчина это или женщина, — то она мне необходима. Мне важно ощущать рядом с собой тех, кто стал мне другом, кто проник глубоко в душу. Если уж совсем по-честному, то я мизантроп, плохо переношу людей, неохотно с ними схожусь.
О БРАКЕ
— Нет, никоим образом. Ни в детстве, ни сейчас я не видела смысла в браке. Но я очень уважаю женщин, которые выбирают семью и дом. Просто это не совсем мое. И вообще, я за то, чтобы человек свободно выбирал свой путь, не оглядываясь на предрассудки.
Меня мало интересует, какой, по чьему-то мнению, должна быть идеальная жена, поскольку не собираюсь ею становиться. С того же ракурса и взгляды на идеального мужа меня тоже не волнуют.
Мне не нравится шум детских площадок, не тянет возиться с чужими детьми. Увы! Или ах… Или ой…
Когда была маленькой и мои подружки рисовали картинки с принцами, я мечтала о другом: о далеких странах, путешествиях, шикарных нарядах… А семейных идиллий, свадебных платьев, детишек в моих мечтах не было.
О ДРУЖБЕ
— А мне кажется, наоборот: сложнее дружить, когда все хорошо. Мои друзья были со мной на пике удачи, тогда, когда мне приходили самые лучшие предложения в работе. И в их глазах я читала радость, гордость, поддержку. Но и мои подруги не простые женщины, они сами с усами. Ближайших — три: Полина Райкина, дочка Константина Аркадьевича, и две мои однокурсницы Аня Селедец и Алиса Горшкова. Алиса работает в Александринском театре. Аня и Полина — в «Сатириконе». И когда у них что-то получается, это радость для меня.
О ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МУЖЧИНАМ
— Никогда в жизни за меня никто не платил. И это не поза. Я так воспитана, предпочитаю сама быть за все в ответе. Моя мама ни на кого не полагается, кроме себя. Другого примера перед глазами у меня нет. Существуют бабушка с дедушкой, прожившие всю жизнь вместе, и дедушка — глава семьи. Но жила-то я все-таки с мамой. Поэтому привыкла к такому паттерну: если не сделаю я, то никто, если не заработаю, то ничего и не получу.
Это не к тому, что я совсем ничего не ожидаю от мужчины. Прекрасно, если он зарабатывает и с удовольствием тратит деньги на меня, но это если захочет. А так чтобы требовать… Мне физически некомфортно от кого-то зависеть, даже от самого лучшего и любимого человека.
(Алла Занимонец, tele.ru, 02.06.16)