Марк Рудинштейн: «Тридцать лет я вынужден был общаться с тем, с кем надо. А теперь общаюсь с теми, с кем хочу»
О СЕМИДЕСЯТИЛЕТИИ
- Это уже называется не столько юбилей, сколько прощание… Завязал с интервью - может быть, вот это будет последним. Перехожу в созерцательный период жизни, когда хочется больше слушать музыку и читать. Тридцать лет я вынужден был общаться с тем, с кем надо. А теперь общаюсь с теми, с кем хочу...
О «КИНОТАВРЕ» В 90-Е ГОДЫ
- Не надо думать, что в мое время на "Кинотавре" царили веселье и безумство, а сегодня все стало строже и серьезнее. Веселье и безумство есть и сейчас. Просто тогда были 90-е годы. Сочинская гостиница "Жемчужина", кто не знает, стоит кморю, как корабль, готовый пуститься в плавание. Люди на двенедели садились на этот корабль счастья и забывали обо всем. Счастье было не только в том, что кормили и поили, а еще в том, что тогда новое российское кино невозможно было посмотреть нигде, кроме «Кинотавра». И гости ходили в кино, а вечером садились на берегу моря, разговаривали и выпивали - но это не мешало процессу… Не надо это воспринимать как публичный дом! Люди влюблялись, женились, я как-то подсчитал - через девять месяцев после «Кинотавров» родилось 9 детей. Мы вывели из гостиницы всех проституток, вывели из нее казино, договорились с главным бандитом, все привели в божеский вид. "Кинотавр" был так в точку, так удачно придуман! Пройдет 50 лет, будут меняться руководители, и нас забудут…Кто помнит первого администратора Каннского фестиваля? Тех, кто его придумал? Никто не помнит. И так же забудут и меня.
О ЖЕРАРЕ ДЕПАРДЬЕ
- Я вам расскажу, как он побывал на "Кинотавре". Его привез на собственном самолете Жак Аттали. Он сошел с трапа с бокалом вина собственного производства и в гостиницу приехал, не выпуская его из рук. И везде потом ходил с бокалом. Пошел на море, зашел в воду - в одежде и с бокалом. Дал блестящую пресс-конференцию - и все время пил. И когда больше нечего было делать, с бокалом ушел в свой номер. Дверь при этом не закрыл, и горничная увидела через нее, что Депардье лежит в крови... Ну и началось – "Убили Депардье"! Можете представить, что я пережил, пока бежал на 14-й этаж? Но его не убили. Он упал с голым в туалете и ударился головой о выступ... Кого можно было удивить «Кинотавром» после Венеции и Канн? А потом начали говорить – "А-а, это там, где Депардье ударился головой об унитаз?" Вышли громадные статьи с моим портретом во французских, английских изданиях… Причем писали больше о фестивале, а от истории с Депардье только отталкивались.
О ПРИВОЗЕ СЬЮЗЕН САРАНДОН
- Многих артистов мы привозили за деньги и не скрываем этого. Была у нас Сьюзен Сарандон. Американец, который ее привозил, потребовал 90 000 долларов. Но у меня есть свои люди в Голливуде, и я выяснил, что на самом деле Сарандон берет 15, а остальное он решил взять себе. И вот, когда мы ее пригласили, я начал опускать цену. Сначала до 50 тысяч, за две недели до визита сказал, что больше 30 нету, а за неделю - "Извини, есть только 15". Надо было видеть его лицо. Но ему всеравно пришлось ее привезти - он был связан с ней контрактом. Потом стал лучшим моим другом.
О НАГРАДАХ И ОТНОШЕНИЯХ С БОРИСОМ БЕРЕЗОВСКИМ
- На "Кинотавре" я в последний раз был, когда мне вручали приз за выслугу лет, за вклад в кинематограф (в 2009 году — прим. «КП»). Правда, мне больше нравится Золотая медаль ЮНЕСКО,которую я получил в 2000 году. Это медаль только у меня и у директора Каннского кинофестиваля. Есть чем гордиться! Была торжественная церемония. Ее снимал канал ОРТ. Но когда Борис Березовский узнал, что наградили Рудинштейна, приказал эту запись уничтожить! И мне пришлось повторить эту церемонию в Москве, на открытии фестиваля "Лики любви", пригласив Катрин Денёв… Почему Березовский так поступил? Видимо, не любил. Он хотел взять "Кинотавр" под свое крыло, пригласил нас с Олегом Янковским на встречу.Вокруг носились десятки официантов, не знали чем нас поить-кормить. Он сидел напротив. Мы ели, а он работал - всевремя кто-то подбегал, что-то приносил, он писал в ответ записки. Разговора между нами не было. Мы с Янковским не понимали, что происходит. В итоге я спросил: "Зачем вы нас пригласили?" - и в этот момент, похоже, нажил себе врага номер один. Он объявил, что передумал и финансировать "Кинотавр" не будет.
О СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КИНО
- Я посмотрел новый «Экипаж". Фильм рассчитан на людей, которые не видели не только фильма Митты, но и вообще классических наших картин. И поэтому для них «Экипаж» - это бомба. А авторы ведь даже не потрудились придумать новые декорации, например, в сцене, где взлетает самолет - просто ноль в ноль воспроизвели то, что было у Митты. Разве что добавили идиотские придумки, например, переправляют людей по канату из самолета в самолет. Мне рассказывали, как американский продюсер в Голливуде требовал от Андрея Кончаловского, чтобы герой его фильма пролез через крутящийся пропеллер. Кончаловский говорит: "Это невозможно". А продюсер отвечает: "А я так хочу!" В результате Кончаловского сняли со съемок, а пропеллер оставили. То же самое и здесь: "Что хочу, то и ворочу". Но есть фильмы, которые меня вдохновляют. Безусловно, «Оттепель» Валерия Тодоровского, который для меня уже - классик. Безусловно, "Про любовь" Анны Меликян, "Страна ОЗ" Василия Сигарева. Последние два фильма были, кстати, на "Кинотавре" и получили там призы. Новые руководители избрали хорошую линию - они берут в конкурс смелые фильмы, несмотря на капризы стариков, которые хватаются за голову и уходят из зала с причитаниями "Да как же такое можно показывать?!.."
ОБ ИНТЕРЕСНЫХ ФИЛЬМАХ НОВОГО «КИНОТАВРА»
- "Ученик" Кирилла Серебренникова. Киноверсия нашумевшегоспектакля "(М)ученик" по пьесе Мариуса фон Майенбурга,вышедшего не так давно в "Гоголь-центре". О высоконравственном юноше, религиозном фанатике, который учит окружающих, что правильно, а что нет — и преподавательнице, атеистке и либералке, вступающей с ним в конфликт. Участник каннской программы "Особый взгляд". "После тебя" Анны Матисон. Сергей Безруков играет артиста балета, человека патологически гордого, требовательного кокружающим и к самому себе и вынужденного из-за этого покинуть театр. Спустя два десятилетия выясняется, что из-за старой профессиональной травмы у него началась болезнь позвоночника - скоро он утратит способность ходить. Настает пора выяснять отношения с немногими близкими и с профессией, от которой он так опрометчиво отказался. "Врач" Юрия (он же Гоша) Куценко. Дебют хорошо всем известного актера в режиссуре - история о нейрохирурге, который ежедневно делает операции людям с опухолями в мозгу. Самым страшным ему представляется даже не смерть, а превращение пациента в бездвижного "овоща": он панически боится оказаться в такой ситуации сам. "Коллектор" Алексея Красовского. Константин Хабенский в роли человека, чья профессия - выбивать деньги из должников с помощью тонких и жестоких психологических игр. Конечно, однажды это выйдет ему боком. "Зоология" Ивана И. Твердовского. Автор нашумевшего на"Кинотавре" пару лет назад "Класса коррекции" снял фильм о сотруднице зоопарка из приморского городка, с которой происходит странная метаморфоза.
(Денис Корсаков, Антон Арасланов, «Комсомольская правда», 05.06.16)