Мот - «92 дня» *** (Слушать)
2016, Мот
В одной компании, где было принято давать друг другу кликухи, одного парня прозвали Вомбатом. Сначала это всех очень прикалывало, а потом показалось, что Вомбат - это как-то длинновато. Сократили до Бата. Через некоторое время выяснилось, что Бат звучит слишком отрывисто, тогда его опять переименовали. На сей раз в Батмунха. Это смешное слово - на самом деле фамилия монгольского руководителя (Жамбын Батмунх - генеральный секретарь ЦК МНРП, Председатель президиума Великого Народного Хурала в 1984-1990 годах). И, как ни странно, это прозвище прижилось, хотя слово «Батмунх» длиннее, чем исходный «Вомбат». Неисповедимы пути народного словотворчества.
Набирающий популярность Мот - он почти как тот Бат. Такое короткое слово, что хочется его как-то продлить. Но настоящее имя Матвея Мельникова звучит слишком длинно и обыденно, поэтому чаще всего артиста обозначают как «рэпер Мот». Альбом «92 дня» выпущен им словно бы специально для того, чтобы рэпером его не называли. Видимо, всё-таки придётся привыкать к отрывистому слову из трёх букв. Потому что другие более-менее вменяемые обозначения музыкального стиля Мота - все эти «урбан», а то и «R’n’B», - в русском языке упорно не приживаются.
Между тем, рэпом на пластинке почти не пахнет. Если у человека получается неплохо петь, то зачем ему зацикливаться на речитативе? Задача у артиста стояла не что-то там начитать, а выпустить альбом для летних вечеринок. Под него он предлагает публике «зажигать день и ночь напролёт летом 2016-го», и даже треки на диске идут в таком порядке, чтобы на вечеринке не надо было ничего перематывать. Тематика песен тоже подразумевает лёгкость и расслабленность, а если вы услышите там что-то другое, то вряд ли обратите на это внимание - надо танцевать, а не вслушиваться.
Первая композиция «92 дня» задаёт тон всему альбому: фразы «секс мы хотим на пляже», «мы отдыхаем круто» сопровождаются даже не урбан-аранжировкой, а диско и фанком. В «А может?!» Мот возвращается в родные R’n’B-пенаты, не изменяя при этом предельно расслабленному подходу. В треке «День и ночь» молодёжь продолжает веселиться и петь, а тот, кто к третьей песне не успел прийти в правильное отдыхательное состояние, сам виноват: он может удивиться сочетанию предельно легкомысленной музыки и внезапно патриотичного текста «мы подымаем, мы подымаем бело-сине-красный флаг». Что это было? А, неважно, ведь далее Мот возвращается к более адекватной танцевальным ритмам тематике: лето, +18, 18+, пора раздеваться, мы хотим ещё-ещё и всё такое. В треке «18+» артист, кстати, вспоминает про речитатив, но основной краской он не становится. Композицию «Папа, дай ей денег» можно считать неким социальным высказыванием, а можно - трёпом на вечеринке, обсуждением «чик». После лиричной «На дне» следует «Потрачено» с крайне привязчивым рефреном. Записанная с Тимати «911» оказалась не самой заметной вещью на пластинке - песня «Медленно» заряжает куда сильнее. Она на альбоме последняя, и слушателю может показаться, что диск обрывается слишком внезапно. В этот момент ему будет непросто справиться с желанием продолжить банкет и завести пластинку сначала.
Алексей Мажаев, InterMedia