Сергей Мазаев: «В классической музыке нельзя мыслить в категориях «Макдональдса»
О РАВНЕНИИ МИРА НА ЗАПАД
– Не то, чтобы равняться… Ведь мы и так являемся западной цивилизацией! Мы хотели ее опередить с помощью мировой революции, но этого не произошло. Поэтому сейчас мы возвращаемся к ней по всем культурным нормам – а я имею в виду именно их, а не политическое устройство, которое может быть самым разным. А вот культура – и, главное, культура быта – должны быть западными.
О СОБСТВЕННОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ
– Я отношусь к этому так: кто меня не понимает, это его проблемы. Я могу пояснить свои слова всегда. Ведь Запад – это просто некое понятие о западной или европейской цивилизации. И классическая музыка, и балет, в которых мы сильнее всех, пришли к нам именно оттуда. И рок-н-ролл тоже пришел к нам с Запада. Так что мы западная цивилизация. В конце концов, надо посмотреть на иммигрантские потоки – и пока они не в пользу Востока.
Я ведь тоже мечтал в юности выехать из Советского Союза, потому что чувствовал себя в «тюрьме». Но когда я попал в так называемый «свободный мир», я понял, что он и у нас есть.
О ДАВЛЕНИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ
– Понимаете, музыка бессловесна. По этому поводу есть замечательная история про русского композитора Мясникова. Однажды большевики пришли к нему и стали требовать отчитаться о своей работе. Он им отвечает: «А я симфонию заканчиваю» – «Какую такую симфонию?» – «Колхозная симфония №1» – «Хорошо, это то, что нам надо. Тогда будешь ректором консерватории!» Потому что время требовало такую музыку. Если музыкант идет в ногу со временем, у него всегда все в порядке.
О САМОВЫРАЖЕНИИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ
– Конечно, но мы поем в основном о любви. Хотя у нас много и социальных песен – в одной из них даже упоминаем Анатолия Чубайса. Тогда его имя было притчей во языцех, и мы решили отразить в песне этот момент нашей истории. В другой композиции – «Право на жизнь» – отражены трагедии, которые произошли в Нью-Йорке и Беслане. Но, честно говоря, меня больше волнуют вечные ценности. Все проходит, остаются только любовь и воспоминания о любви. Хотя и любовь тоже стала другая в последнее время, отношение к институту брака изменилось.
О ВОЗВРАЩЕНИИ В КЛАССИКУ
– Конечно, изменения есть. И для многих моих друзей, которые были поклонниками классической музыки, было большим удивлением увидеть меня на сцене в таком амплуа. Но, понимаете, я не уверен, что нужно привлекать к этому действительно большое количество людей. Это камерное искусство – даже само название произошло от итальянского «camerа» – комната. Величина оркестров зависела в те времена от количества зрителей в зале. Потому что так музыка наполняла всю комнату. Так что здесь нельзя мыслить в категориях «Макдоналдса».
(Юлия Варшавская, «Англия», 08.06.16)