Мара: «Какие американцы на Луне, американцы на Марсе и полеты в космос без наших двигателей?»

О ГОРОДАХ-ГЕРОЯХ, В КОТОРЫХ ПРОШЁЛ ТУР «ВОЙНА И МИР»

- Несмотря на то, что тур называется «Война и мир», он напрямую коррелирует с песней «Раненые города». Сейчас у нас вторая часть тура завершилась, в Москве мы играли уже 33-й концерт. Действительно, мы сознательно проехали по большому количеству городов-героев и городов-воинов (по сути по своей, даже если у них нет статуса городов-героев) и городов воинской славы. Так или иначе, все эти города были территорией защиты. Потомки людей, которые проявляли героизм, приходят на концерты и, конечно, им близко то, что я говорю этим альбомом. У них не возникает вопросов типа, «зачем надо было защищать нашу Родину, может, проще ее было тогда сдать, теперь жили бы с камамбером и с немецким автопромом» Эти люди четко понимают, что такое своя земля, Родина, корневая суть мужчины, его функция быть защитником всегда и во все времена. Кем бы он ни занимался, какой бы творческой работой ни был увлечен, когда наступает час Х, в большинстве нормальных мужчин включается инстинкт защиты своей земли, своего рода, своей Родины.

О ТОМ, КАК ПРОШЁЛ ТУР

- В Москве мы эту программу сыграли не один раз. И надо понимать, что это, так же, как и Санкт-Петербург, город, перенасыщенный любыми культурными мероприятиями, в отличие от регионов, куда любой артист со своим туром приезжает один раз в год – не чаще. Поэтому, конечно, в городах люди более жадные до впечатлений. Они разрывают залы, сцену, и это, конечно, всегда вдохновляет любого артиста.

О КОНЦЕРТАХ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

- У нас были сильные концерты в апреле на брянской земле, откуда родом мои предки по материнской линии. Мой прадед там партизанил. Там этим все пропитано. Большинство приходивших на концерты людей тоже явно внуки и правнуки этих партизан. В общем, Брянщина – это в принципе оплот партизанского движения во время Великой Отечественной войны. Недавно там прошла акция «Волонтеры Победы», в ходе которой велись раскопки, люди там постоянно находят следы той войны. В Брянске у меня брал интервью центральный немецкий канал ZDF, который приезжал снимать концерт, говорить со мной о патриотизме в рок-музыке. Параллельно во второй день съемок они освещали все эти партизанские раскопочные движения. Все это как-то коррелирует. Плюс я частично оттуда, моя кровь связана с этими землями. Во всех людях, которые своей кровью, памятью, генами причастны к войне, в них война не вызывает страха – в отличие от тех, кто от нее бежали, были предателями. Чего они боятся? Им страшно, что будет то же самое, что их начнут притеснять, что их будут расстреливать, что они не смогут этому ничего противопоставить, что их сочтут предателями. А они на самом деле предатели – ведь они при случае предадут. На своем генетическом уровне они все это понимают так же, как внуки людей, сражавшихся за свою землю. Когда заходит речь о войне, это не разговор о милитаризме, как настаивает все время оппозиция. Во всем мире происходит на этот счет очень четкая подмена понятий. К сожалению, она есть, но она никому не должна замыливать сознание, потому что мы должны помнить, знать и уважать все то, что было в нашей истории. Не надо бояться этих понятий и бояться защищать свою землю.

О ТОМ, ЧТО ПЕСНИ С АЛЬБОМА «ВОЙНА И МИР» НЕ ПРИВЯЗАНЫ К КАКОЙ-ТО КОНКРЕТНОЙ ВОЙНЕ

- Все правильно. Нет прямолинейного и в лоб, но есть много глубинных слоев, в которых можно прочесть и то, и другое. Когда я писала песню «Будет так», строчка «может ли огонь сжечь огонь?» - это конкретно о майских событиях в Одессе 2014 года. Это спусковой крючок, то, с чего эта песня началась. Кроме того, в этой песне отражена философия Пути Воина. В Японии есть философско-военная структура, которая называется «Бусидо» - Путь Воина. Я изучила этот трактат, поняла, что там много бытовой регламентации, но сама суть при этом сохраняется – воин всегда готов к смерти, и он всегда готов к защите. Воин выбирает свой путь осмысленно, он понимает, что он выбирает. К строчке «кто готов убить, тот готов спасти» тоже многие цепляются, она пугает многих ведущих наших радиостанций и журналистов. Но это тоже часть Пути Воина. Потому что убийство – это страшнейший грех, который ты берешь на себя осознанно, но очень важно понимать, ради чего. Ради того, чтобы разрушить или ради того, чтобы сохранить. Здесь есть это деление на Свет и Тьму, в конечном счете. И потом – один из самых важных постулатов Пути Воина заключается в том, что самый лучший бой – тот, который ты выиграл, не вступая в него. Это обратная сторона той же строчки: кто готов убить, тот готов выиграть эту войну, не вступая в нее. И Россия как раз сейчас это демонстрирует во многих аспектах, хотя, опять же, нам пытаются навязать, что все совсем наоборот. При этом я, конечно же, не говорила напрямую в этой песне о Донбассе, поскольку для меня это было обширнее и гораздо объемнее. Потому что каждый слушатель должен находить близкие себе понятия. Чтобы и парни из Сибири услышали что-то свое, и ополченцы с Донбасса, которые прекрасно понимают, о чем речь. Мы с ними прекрасно общались, они в клуб «16 Тонн» приходили на наши концерты.

О ПЕСНЕ «РАНЕНЫЕ ГОРОДА»

- Песня «Раненые города» - прежде всего, о Великой Отечественной войне. Это дань памяти нашим дедам и бабушкам. Но, в первую очередь, нашим мужчинам. То, о чем я говорю – состояние защиты, уверенности в том, что твоя земля защищена. Нам не надо чужой земли, но своя всегда четко будет под куполом нашей защиты. И, конечно, это песня о городах, которые были полностью разрушены – таких, как Мурманск или Волгоград. На каждого их жителя приходилось по три тонны бомб, это немыслимо! Песня о том свете, том мотиве, который ведет мужчину. Может быть, это просто, но это самая суть. Не надо придумывать ничего сложнее – это действительно корневая структура мужской энергии.

О ПЕСНЯХ «ВНЕЗАПНО» И «ГАЛАКТИКА»

- «Внезапно» - это действительно о войне с внутренними искушениями, тем, что тебя сбивает с пути. Так как в ней меньше мужской энергии, она традиционно больше понятна и близка девочкам. А «Галактика» - это Космос наш, вселенная наша, галактика наша. Наступаем по всем направлениям. Это призывная песня и абсолютное понимание того, что все, что нам предстоит – это абсолютно русская история и развертывание тех знаний, которыми мы уже обладали. Какие американцы на Луне, американцы на Марсе и полеты в космос без наших двигателей?

О СХОЖЕСТИ ПЕСНИ «БУДЕТ ТАК» С ЦОЕВСКОЙ «КУКУШКОЙ» И ВЛИЯНИИ ГРУППЫ «КИНО» В ЦЕЛОМ

- Признаюсь честно, что сжимание кулака в «Кукушке» Цоя — тоже из «Бусидо» (улыбается). Кулак, разжимающийся в ладонь — это один из принципов Пути Воина. Тут речь о способности к бою и уходу от боя. Возможно, в «Раненых городах» гитара действительно по эмоциям немножко каспаряновская. Я всегда говорила, что один из кумиров моего эмоционального подросткового становления — конечно, Цой. Я знаю все его песни наизусть, они у меня в голове таким основополагающим пластом находятся.

О ЗВУЧАНИИ АЛЬБОМА

- Была ставка на жесткость и чистоту аранжировок — в плане аскетичности подачи. Гитарно, с жесткими барабанами и прокачанным басом. Надо сказать, особо много не приходилось отсекать, поскольку в аранжировочном плане больших мучений не было. Практически первая версия аранжировки обычно и утверждалась нами в итоге. Песню «Раненые города» я первый раз показала в Питере на концерте, когда у нее еще был только припев. Для меня это нонсенс, я никогда так не делала. Полному составу музыкантов я ее показала минут за 40 до конца саундчека. То, что у нас мгновенно тогда появилось, практически без изменений потом вошло и в альбом.

ОБ АРАНЖИРОВКАХ

- В «Два мира» действительно была моя вокально-мелодическая фактура, а остальное прорабатывал один человек. И это слышно. А здесь я давала отдельно взятым музыкантам 30% аранжировку, которая состояла из вокала, мелодии и каких-то набросков, включая гитарные наработки и ритм. Потом я из двух-трех вариаций могла собрать какую-то максимально эффективную картину.

О ТОМ, КАК В НОВОЙ ПРОГРАММЕ ПОЯВИЛАСЬ ПЕСНЯ 2008 ГОДА «БЕДА»

- «Беда» появилась здесь абсолютно органично, потому что в предыдущих альбомах ей не было места энергетически. Потому что она была написана еще до альбома «Два мира», но туда она не подходила никоим образом. А альбом «Война и мир» про то же самое, что и «Беда», которая описывает жесткие наркотические зависимости и войну с самим собой и со своими демонами. Вот этому жесткому треку, наконец, нашлось место в альбоме. Кстати, эту песню я какое-то время посвящала на концертах памяти Михаила Горшенева.

О ТОМ, БЫЛИ ЛИ ПЕСНИ, КОТОРЫЕ НЕ ВОШЛИ В АЛЬБОМ «ВОЙНА И МИР»

- Все-таки это была цельная работа, поэтому песен, которые своей энергетической фактурой не совпадали с ней, не было, потому что альбом писался в реальном времени. Он не складывался из каких-то песен 10-летней давности или из прошлых набросков – за исключением «Беды», все песни написаны в 2014-2015 годах. Например, уже начиная работать над альбомом, я писала «Галактику». Это был непрерывный процесс, который завершился только с заходом в студию.

О ПАТРИОТИЗМЕ

- Немцы осознают, что они проиграли, у них генетическая вина за своих предков. Они понимают, что эту вину они должны как-то кармически искупать. И у них искреннее непонимание, почему у нас в России слово «патриотизм» является постыдным. Они-то как раз понимают, что быть патриотом – это хорошо и правильно. Им кажется странным, почему у нас, тем, кто проявляет патриотизм, говорят «ух, ватник поганый» и немедленно объявляют бойкот.

О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ

- Начну я немного издалека – от своих предков. Мой дед проехал всю страну от Сахалина до Калининграда. И абсолютно везде он работал, стараясь найти себе пропитание. Все трое его детей родились в совершенно разных местах страны. Один в Донецке, другой в Казахстане, третий в Калининградской области. Вот это генетическое стремление перемещаться в пространстве во мне очень сильно. Другие мои предки, как я уже сказала выше – из Брянской области. Среди них – моя бабушка, которой во время войны было 9 лет. Это полное тотальное партизанское состояние. Потом мои предки каким-то образом сошлись вместе и оказались в Ростовской области. Это стык с Юго-Востоком Украины, 30 километров до Луганска! Когда меня спрашивают, почему мне так близко все, что происходит там, я отвечаю: да потому что все свое детство я провела на каникулах там. Я знаю эти степи, реку, солнце, небо, конусы шахт. Я знаю этих людей, их говор (произносит с характерным фрикативным «г» - прим. ред). Я сама каждое лето, когда возвращалась с каникул домой, усваивала это произношение, потому что за три месяца полностью перестраивалась и адаптировалась. Тем более с музыкальным слухом ты просто точно так же начинаешь говорить. Реально одна из моих родин там – в Каменск-Шахтинске, прямо на границе с Донбассом. Родилась я при этом в городе Москва. Мой отец был военным, и он из этого Каменска вместе с мамой сюда приехал, они меня здесь родили и первые 2-3 года я жила в Москве.
А в Ивантеевке была та выданная военному квартира, где я всего-навсего провела детство и юность. Но как свою корневую родину, где у меня есть свои длинные родственные связи, я ее никогда не ощущала. Для меня всегда большей родиной была Ростовская область, так как это лето, полная свобода, все родственники, бабушки-дедушки, братья-сестры, тети-дяди. Тем не менее, и в Ивантеевке я бываю регулярно. Там мой лес, в котором я всегда гуляю. В детстве я там бродила с собакой два раза в день – утром и вечером. Через этот лес я училась постигать природу, строила шалаши, наблюдала за растениями. Порою я уходила туда с гитарой и писала там песни, многие из которых потом вошли в мой первый альбом «Откровенность».

(Денис Ступников, KM.ru, 15.06.16)

Фото: Светлана Ми

Теги: цитаты, Мара

Последние новости