«Ке-ды»: Связанные одним шнурком ****

Премьера нового фильма Сергея Соловьёва «Ке-ды» состоялась на открытии 38-го Московского международного кинофестиваля. В ленте снялись Николай Суслов, Аглая Шиловская, Илья Нагирняк и Баста.

В своей новой картине мэтр российского авторского кино в очередной раз показал невыносимую лёгкость бытия неформальной молодёжи. Главный герой ленты, который сам себя сравнивает с юным Миком Джаггером, собирается в армию, но перед уходом идёт купить новые кеды — чтобы хоть они его дожидались. Красная пара обуви, которой в кадре в итоге не так и много, красной же нитью тянется через весь сюжет и незаметно привносит в фильм кучу символизма. Почему «Ке-ды» через дефис? Потому что их два, и они незримыми «шнурками» свяжут между собой трех героев этой истории.

Саундтрек к картине написали дочь режиссёра Анна Соловьёва и рэпер Баста, исполнивший роль военкома. Сыграл он убедительно, спел — странно, однако же его пронзительные треки с бесконечно повторяющимися строчками удивительным образом вписались в общую канву фильма.

В основу картины лёг рассказ Андрея Геласимова «Paradise Found», про который Соловьёв в одном из интервью сказал, что «больших смыслов» в сюжете можно не искать. Примерно то же вышло и с фильмом: по сути, это одна небольшая история, которая вполне успешно могла бы стать короткометражкой, если б не любовь режиссёра к лирическим отступлениям и интерлюдиям. Вставки эти в типичной соловьёвской манере занимают добрую половину экранного времени.

«Ке-ды» — это артхаус в чистом виде: тут вам и фотографически длинные планы, и странные, зачастую наигранные диалоги, и чёрно-белая картинка с редкими, но меткими проблесками цвета (кеды — красные, лента на шляпке — синяя). Почти к каждой сцене возникает множество логичных, казалось бы, вопросов, но все «зачем» и «почему» застревают на подступах к горлу, как только вспоминаешь, кто режиссёр — какие, собственно, могут быть вопросы к человеку, который в одном из своих предыдущих фильмов запихнул в шкаф группу «Аквариум» в полном составе? Соловьёв остаётся верен себе во всём, и даже в главной героине сквозит что-то от его главной киномузы, что-то неуловимо друбичевское. Появляется в кадре и сама Татьяна Люсьеновна — правда, только для того, чтобы сказать «Здрасьте».

По сути, ничего нового Соловьёв не сказал и не показал. Все использованные им приёмчики и шуточки отточены двумя десятками картин и в зале заставили хихикать в голос разве что парочку дам в возрасте — однако же фильм гипнотизирует, не столько сюжетом, сколько картинкой и «пасхалками»: так, ближе к концу, например, режиссёр показывает длиннейшую склейку из проводов в армию главного героя, перекликающуюся с кадрами ленты «Летят журавли».

Весь фильм — это, по большому счету, просто жизненная зарисовка и умение растворяться в моменте — то, чего так не хватает сегодняшним кинозрителям, которые зачастую приходят в кино только чтобы написать об этом в фейсбук, не выходя из зала. Или сделать селфи на фоне экрана. Соловьёвским героям чужда зависимость от соцсетей — они используют телефоны исключительно чтобы созваниваться друг с другом или в крайнем случае включать музыку, подобающую моменту. Они катаются на скейтах, едят немытые яблоки и мастерят вполне живучие драндулеты из старых автозапчастей. В соловьёвском мире найдётся место и ребёнку-аутисту, и «битлам» на дверце кухонного шкафа. Он по-своему расскажет незамысловатую историю, в которой — спойлер! — всё закончится хеппи-эндом. Наверное.

Татьяна Трейстер, InterMedia

Последние новости