Давид Тухманов – «Достояние республики» **** (Слушать)
2016, Creative Media
Напомню, как была устроена программа Первого канала «Достояние республики». Каждый выпуск посвящён одному герою – заслуженному композитору или поэту-песеннику. Когда авторы более-менее кончились, стали снимать программы, посвящённые знаменитым певцам и песням из их репертуара. Героя всю дорогу всячески хвалили гости передачи, а артисты из обоймы Первого канала перепевали эти самые хиты. Местами это было любопытно: некоторым удавалось исполнить старые песни интереснее оригинала, хотя большинству, конечно же, не удавались. Выпуски передачи легко можно найти в сети, правда, там в нагрузку к музыкальным номерам идут разговоры. Как бы то ни было, аудиосборники по итогам этих телешоу не выпускались, хотя, может, и стоило бы…
Видимо, этими соображениями и руководствовались издатели, запустившие серию сборников «Достояние республики». Оформление дисков лишь намекает на стиль одноимённой телепередачи, но по сути не имеет с ним ничего общего. Трек-лист сборника представляет собой набор лучших песен композитора – как, впрочем, и музыкальная часть телепрограммы. Главное отличие заключается в том, что в аудиосборник вошли именно что оригинальные версии этих хитов, а не современные перепевки. В случае с Давидом Тухмановым слушатели не получают каверов, сделанных Сосо Павлиашвили, Глебом Матвейчуком, Валерией и Филиппом Киркоровым, – зато услышат исполнение Валерия Ободзинского, Владимира Макарова, Татьяны Сашко и Геннадия Белова. Лещенко, правда, присутствовал и в телешоу, и на сборнике, но ведь не всем повезло остаться в столь же хорошей форме, как Лев Валерианович.
На выходе получилась очень ёмкая компиляция, бегло охватывающая главные периоды творчества композитора Тухманова. Все его удачи, конечно, не поместились, зато сборник почти целиком состоит из великих песен. К исключениям я осмелюсь субъективно отнести «Ночь», спетую Николаем Носковым, «Здравствуй, мама» Геннадия Белова, а также «Чистые пруды» Игоря Талькова. Остальные композиции, выполненные порой в совершенно разных жанрах, лишь соревнуются друг с другом в безупречности. Тухманов равно гениален и в молодёжных шлягерах 60-х, и в гражданственных произведениях 70-х. Хотя профессиональный композитор по идее должен уметь работать в разной стилистике, на деле это очень мало кому удаётся. Давид Фёдорович – один из немногих ярких образцов подобного умения. Под «Последнюю электричку» танцевали твист, под «Эти глаза напротив» и «Восточную песню» влюблялись и признавались, а под «День Победы» уже тридцать лет отмечают главный майский «праздник со слезами на глазах». В мелодии Тухманова оказались абсолютно точные пропорции героизма и человечности, маршевости и скорби… По-новому заставляет взглянуть на себя и песня «Россия» в исполнении Татьяны Сашко, бывшей жены композитора. Сочинённая в годы холодной войны, сегодня она звучит как актуальный саундтрек к любому российскому федеральному телешоу о геополитике: Тухманов не виноват, просто к его великолепной лирической мелодии Михаил Ножкин написал весьма тревожные стихи. Добавим сюда «первый русский рэп» во вступлении к «Родине моей» Софии Ротару и знаменитый цикл «По волне моей памяти». Из него в сборник ожидаемо попал только главный шлягер - песня «Из вагантов», зато в каноническом исполнении Игоря Иванова, а не в поздних версиях, изобилующих актёрствованием.
Алексей Мажаев, InterMedia