Ким Брейтбург: «Значение музыки как средства самовыражения снизилось»
Пресс-конференция Кима Брейтбурга состоялась на фестивале «Славянский базар в Витебске» 13 июля 2016 года. InterMedia приводит самые интересные высказывания композитора.
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
- Поиски новой музыки переключились на сеть. Музыка осталась, но ее значение как средства самовыражения снизилось. У кого гражданская позиция есть, тот ее заявляет. Она есть у Шевчука и Макаревича. А среди молодежи требовать ярко заявленной идеологической концепции я не вижу смысла. Ее можно найти в хип-хопе, роке, но не в поп-музыке.
О «СЛАВЯНСКОМ БАЗАРЕ»
- «Славянский базар» - уникальное явление в нашей постсоветской культуре. Всегда надеюсь открыть здесь новые имена, поэтому слежу за конкурсной программой молодых исполнителей. А наблюдая за выступлениями своих коллег, я неизменно отмечаю для себя какие-то новаторские моменты. Всегда очень позитивный прием в очень доброжелательная публика.
О СВЯЗИ С БЕЛОРУССИЕЙ
- Мой отец воевал в Белоруссии во время войны. До Победы дошел. Когда я был юным музыкантом, мне удалось подружиться с «Песнярами». Был знаком с Мулявиным, ходили друг к другу на концерты. Так что белорусская музыка отчасти на меня повлияла.
О ЛЮБИМЫХ ПОЭТАХ
- Самый любимый поэт – Арсений Тарковский. Многие его стихи могу прочесть наизусть, но сейчас этого делать не стану. Что касается песен, то мелодия у меня рождается сама, когда в руки попадает хороший текст. Сегодня трудно создать искренний текст, который бы содержал правду о нашей жизни. Если я эту правду вижу, у меня внутри что-то резонирует, и я готов писать музыку. Но с искренностью у всех проблемы. Жизнь нас разводит, мы как-то закрываемся, нам трудно быть откровенными. Если в тексте использованы слова «мобильник» или «СМС-ка» - это еще не значит, что песня современная. Если ты будешь просто анализировать современную тенденцию, ты далеко не уйдешь, потому что нужно быть на полшага впереди от нее. Нужно иметь определенную меру чувствования сегодняшнего дня.
О ПРОДЮСИРОВАНИИ
- Сегодня нет продюсеров, которые бы помогали новичкам и делали бы готовый продукт. Есть шоу «Голос», но оно работает по другой модели. Вровень с Пугачевой и Ротару сегодня никто не встанет, потому что нынешние артисты раскручиваются при других условиях. Несмотря на это, некоторые появляются и остаются. «Народный артист», «Фабрика звезд» и «Секрет успеха» дали немало хороших артистов. Сегодня я никого не продюсирую, потому что я сосредоточен на работе со спектаклями. Один из проектов мы делаем совместно с Белорусским государственным университетом культуры и искусства. Это «Казанова», а до этого мы сделали «Дубровского».
О «ЕВРОВИДЕНИИ»
- Если шоу яркое, то, к сожалению, даже при среднем музыкальном материале исполнитель может рассчитывать на успех. Но в некоторых случаях – при благоприятном политическом и психологическом раскладе – побеждает и песня. При правильно подобранной команде у исполнителя появляется большой шанс на победу. На мой взгляд, имеет место некая переоценка этого конкурса. Если ты вошел в первую десятку, то это уже результат.
ОБ ОТДЫХЕ
- Работы у меня много, и я отдыхаю не так много, как это может показаться. Мы с командой часто выезжаем на постановки спектаклей по моей музыке и контролировать процесс непосредственно. Таким образом, нередко выпадает из жизни по полгода. К тому же отдых должен быть для меня наполненным какой-то информацией. Иногда хочется уединиться и послушать музыку – не свою, а чужую.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТЕАТРАМИ
- Два года назад я стал куратором Оренбургского музыкального театра. Два года назад мы сделали там постановку и мне предложили должность. Репертуар постоянно обновляется, я делаю все для того, чтобы театр развивался. Там идет несколько моих спектаклей, а недавно состоялась премьера обновленной версии рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось».
Денис Ступников, InterMedia
Фото: Евгений Николаев