Игорь Золотовицкий: «Ближайшая перспектива отдохнуть — на пенсии»
О ПОКАЗЕ В МХТ СПЕКТАКЛЯ ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА «ПО ПО»
— О, был переаншлаг. Зрители в полном восторге. Этот спектакль человек-театр Евгений Гришковец поставил в своей театральной компании. Мы периодически играли его на разных площадках, а сейчас его берут в репертуар МХТ.
О ТОМ, КАК ОТМЕТИЛ 55-ЛЕТИЕ
— Невероятно. Обычно так складывается, что я веду все юбилеи в театре. А тут впервые за 35 лет я сидел и наблюдал за представлением, устроенным моими учениками. Да еще кино про меня сняли. И это было очень волнительно. Уж лучше бы я сам провел несколько вечеров, чем сидеть в зале и волноваться. Мне было приятно, что пришли мои друзья, — мы столы накрыли, тосты говорили и песни пели.
О СВОЁМ ФИРМЕННОМ ПЛОВЕ
— В ближайшее время соберемся компанией на даче, тогда и приготовлю. Баранина, морковь, лук, рис и масло. В Узбекистане берут хлопковое — как они говорят, хлопковое. Но лучше готовить на курдючном жире. Некоторые готовят плов со свининой, так вот это — не плов, а рисовая каша с мясом. Ни в коем случае. Только баранину.
О ТОМ, НРАВИТСЯ ЛИ ЕМУ БЫТЬ РЕКТОРОМ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ
— Нет. Не хочу я быть ректором (смеется). Да и категория «нравится — не нравится» здесь не подходит. Надо так надо! Школа-студия МХАТ — культовое пространство, в котором прошла вся моя жизнь. Кто же откажется от предложения возглавить ее? Когда Анатолию Мироновичу Смелянскому исполнилось 70 лет, он должен был по закону покинуть пост ректора. Тогда же он предложил мне сменить его. Коллектив проголосовал «за». Министерство утвердило. Всё было в рамках закона. С другой стороны, очень много у ректора нетворческой работы — финансы, которые надо выпрашивать, доказывать чего-то, пробивать...
БОЯТСЯ ЛИ ЕГО СТУДЕНТЫ
— Нет, к сожалению. На самом деле я очень строгий.
О ТОМ, СЛОЖНО ЛИ ОТКАЗЫВАТЬ АБИТУРИЕНТАМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ
— Отказывать несложно. Потому что актер — такая профессия, от которой надо спасать людей и брать только тех, кто без нее не может дышать. Пытаемся, иногда ошибаемся. У нас конкурс в среднем 150 человек на место, меньше не бывает. Так что погрешность имеется.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ВСЕ ПОСТУПАЮТ ОДНОВРЕМЕННО В ГИТИС, ЩУКУ, ЩЕПКУ, МХАТ
— Пробоваться надо везде. Я сам таким был и призываю к этому. Ведь искусство — вкусовщина. Вам нравится Ален Делон, а мне — Жерар Депардье. И оба талантливы. Когда абитуриенты одновременно проходят в несколько вузов, мы с преподавателями потом сговариваемся, звоним друг другу. «Ты отдай нам в Щуку Петю». — «Хорошо. А ты нам во МХАТ — Сашу». И меня так взяли. Мой руководитель в Школе-студии МХАТ Виктор Карлович Монюков мне сказал: «Никуда больше не ходи. Я позвонил Катину-Ярцеву, и мы с ним договорились». Я остался здесь и не пошел в Щукинское училище. И не жалею об этом. А Катин-Ярцев потом со мной всегда здоровался. Я очень хотел учиться в Щуке. Тот курс Катина-Ярцева был великим — Леша Веселкин, Борис Шувалов...
О ТОМ, ЧЕМ МХАТОВСКАЯ ШКОЛА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЩУКИНСКОЙ ИЛИ ГИТИСА
— Ничем. Все направления хороши, кроме скучного. Сейчас такое время, когда артист должен быть синтетическим. Я не адепт школы МХАТа, не говорю, что только мы одни правильно делаем. И у нас есть ошибки, и в других школах есть успехи. И дай бог, чтобы все школы существовали. Главное, что это систематизированное театральное образование на государственном уровне, которому аналогов в мире нет. Это я говорю на полном основании.
О ШКОЛЕ ЛИ СТРАСБЕРГА В США
— Во-первых, она платная. Во-вторых, это скорее курсы, нежели школа. А в-третьих, всё это начинал Михаил Чехов. И Голливуд тоже русские ребята начинали. Киностудию Warner Brothers создали братья Вороны, выехавшие с территории Российской империи. Поэтому мне приятно, что в Гарварде, куда я сейчас поеду преподавать, МХТ — Moscow Art Theatre — для людей, занимающихся театром, многое значит.
ОБ АКТЁРАХ, СНИМАЮЩИХСЯ В КИНО БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— Это не имеет отношения к профессии. Хотя Ия Саввина не получила актерского образования, но она была великой. Это уникальный случай, вне системы.
О ДОМЕ АКТЁРА НА АРБАТЕ
— Дом актера — как независимое государство. Мы не получаем никакого бюджета, никаких дотаций. Всё сами, на аренду помещений этого здания. Сейчас благодаря Алишеру Усманову начали реконструкцию Большого зала. Это будет современная площадка-трансформер. Короче, набрал должностей. Руководитель ведь не должен работать, тут главное — правильно организовать сотрудников (смеется).
О СЪЁМКАХ В КИНО
— Не могу сказать, что я не востребован в кино. Просто от многого приходится отказываться. Всех денег не заработаешь, а совесть можно потерять. В свои 55 лет я понял — не надо комплексовать по поводу того, что в кино у меня не так много ролей, которыми я могу гордиться, как в театре. Надо успокоиться, и, возможно, что-то меня ждет впереди.
О ТОМ, ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ В ЖИЗНИ
— Мне не хватает свободного времени. Даже летом. Последние 20 лет прошли без отпуска. Ближайшая перспектива отдохнуть — на пенсии (смеется).
(Зоя Игумнова, «Известия», 15.07.16)