Олег Газманов: «Я превратил свою жизнь в игру»
О НЕИССЯКАЕМОЙ ЭНЕРГИИ
- Понимаете, еще несколько десятков лет назад... Самому странно что я так говорю про десятки лет. В позапрошлой жизни, когда я еще занимался наукой, преподавал, ходил в море, я вдруг понял, что результат хочу получать сразу. Не могу долго и монотонно делать что-то. Я параллельно с работой играл в калининградской группе «Атлантик» со студентами из разных вузов. Это была лучшая группа в Калининграде, я думаю, одна из лучших в стране. Там я написал первые песни. В 1969 году я написал песню «Белый снег». И я думаю: когда пою, сразу видна реакция – или в тебя помидором тухлым кинут, или понравится. А писать статьи, ходить в море - длинная история. И тогда я подумал - дней, которых я помню, просто не было! И жизнь скукоживается. Детям весело, когда они играю. Вот и я превратил свою жизнь в игру. Поэтому у меня есть энергия, поэтому мне нравится делать то, что я делаю. Когда разонравится - сразу закончу.
О ДОЛГОЛЕТИИ ПЕСЕН
- Да, мои песни живут долго. Как песня «Офицеры», например. Никаких специальных приемов шоу-бизнеса, скандалов, клипов, вообще ничего не было. Я думаю, в песне должна быть история, или какие-то крючки, которые цепляют. Сколько лет назад я написал песню «Путана»? Знаете, что я понял? В моих песнях можно музыку убрать, и останутся стихи. «Ты служишь украшением стола, тебя, как рыбу к пиву подают». «Над морскою тишиной, над крутою над волной две вечерние звезды, две дороги, две судьбы. И одна из них зовет через волны на восход, а другая тянет к дому, снова в порт меня зовет». История.
О ГИМНАХ
- Для начала мы часто путаем что гимн, что не гимн. Не хочу анализировать свое творчество. Я не писал гимны. Я писал песни. Разные. Есть баллада про Питер: «Фонари, фонари, фонари, фонари, словно бледные лица в тумане кружат. И свободную белую бабочку-ночь острый штык Петропаловки к небу пришил». Про Москву балладу не напишешь – это марш, это мощный город. «В ярком злате святых куполов гордо множится солнечный лик. С возвращеньем двуглавых орлов продолжается русский язык». Все города по-разному звучат. Если ты угадаешь тональность, эту песню люди начинают петь, она становится частью их души, их сердца. От многократного повторения она превращается в гимн и становится сакральной. Как иконы становятся намолеными. Говорят, песня «Офицеры» становится культовой. Но я же не думал: возьму и напишу культовую песню. Вот песня «Темная ночь». Гимн, не гимн? Это сакральная песня, это песня на уровне Besame mucho, она примерно о том же. Здесь магия, здесь волшебство какое-то, божественное провидение.
О СОЦСЕТЯХ
- Мне нравится Твиттер. Там всего 140 символов. Поэзия это концентрированная проза. Почему Пушкин гениальный? Потому что он двумя-тремя строчками сразу выражал характеристику человека, страны... Вот в Твиттере если ты за 140 символов не успеешь что-то сказать, значит, не лезь в Твиттер, иди в Инстаграм.
А если серьезно, мне это интересно, потому что есть обратная связь. Там всяких уродов хватает, конечно. Раньше они не могли оскорбить человека в лицо, сразу по чайнику можно было заработать. А тут можно смело нагадить. Меня, кстати, упрекают, что часто не ставлю запятые в Твиттере. Но я считаю это особые правила, это твиттопись.
О ПЕНСИИ
- А как же. Я же народный артист России, у меня ордена. Я получаю 14 тысяч рублей.
О СОСТОЯНИИ ИНДУСТРИИ
- Надо честно сказать и понять, почему такой низкий уровень. Есть прекрасная программа «Голос». Прекрасно поют, но что? В основном западные песни. А где качественные песни наши, отечественные? Я пару раз пытался в каких-то ток-шоу сказать, так сразу начали вопить, что Газманову мало денег. Но у нас такие низкие авторские отчисления, что если бы я не был артистом, я бы жил жутко. У того же Резника столько хитов, а он не может на них достойно жить, купить себе нормальную машину и т.д. Это же неправильно. Я писал совместную песню с одним из самых популярных американских композиторов и поэтов Дайан Уоррен. Она зарабатывает колоссальные деньги. Она ищет популярных молодых певцов и певиц, пишет для них бесплатно и помогает им раскручиваться. И получает авторские отчисления с хитов. Нет хитов? Пусть композитор идет в управдомы. Пока же нет смысла работать с авторами, песни писать. Мне кажется, это на сегодня самый важный вопрос в нашей музыке.
О ЧУВСТВЕ УСПЕХА
- Впервые я это в Калининграде почувствовал, в ДК рыбаков. Потом были фестивали, и люди мои песни пели хором. В составе группы «Синяя птица»,я написал песню «Ямайка». Ее запретили. Куратор по идеологии вокально-инструментальных ансамблей, такая женщина пожилая, сказала: «Вы про Ямайку поете. А почему не про Смоленск?». Но я ее с группой «Галактика» записал. И она из каждого ларька звучала. И вот - у нас гастроли на юге – Сочи,Ялта. Я иду, меня никто не знает, а везде эта музыка звучит. Я думаю: это же я сочинил! Это был мой первый успех по всей стране.
А потом песню «Люси» спел Родион. И это была реальная конкуренция западным хитам. Конечно, эйфория началась. А потом еще круче стало, когда я сочинил и спел песню «Эскадрон». 18 месяцев в хит-параде на первом месте! Я собирал тогда бешеное количество людей. 9 сольных концертов в «Олимпийском». Или СКК в Питере со стоящим партером, 18 тысяч человек каждый концерт. Тогда в Питер приехал продюсер Gipsy Kings Клод Мартинес, посмотрел и с ума сошел, когда увидел - «Есаул, есаул…» 18 тысяч человек орет. Он хотел мной заниматься, но я в этот момент уже собирал дворцы по всей стране. А он мне предлагал с нуля начинать на Западе. Посчитал, перевел коэффициент валюты и говорит: ты будешь больше зарабатывать, но должен вот так начинать, я в тебя буду вкладывать.
О ЮБИЛЕЙНЫХ ПЛАНАХ
- У меня сейчас уже практически идет юбилейный тур, так что ждите нас в вашем городе. А 5 сентября на «Новой волне» в Сочи пройдет мой творческий вечер, где все артисты первой величины будут петь мои песни. По-своему будут петь. 28 октября у меня будет большой сольный концерт в «Крокус Сити Холле» в Москве, 30-го в БКЗ в Питере. И поехали дальше в тур.
(Павел Садков, «КП», 22.07.16)