Документальный фильм «Агата Кристи. Как на войне» *** (Видео)
2016, «Рен-ТВ»
Очень хорошо, что телеканал «Рен-ТВ» отвлёкся от изучения инопланетян и показал документальный фильм о группе «Агата Кристи». Запросто ведь мог бы отдать эфирное время не братьям Самойловым, а какому-нибудь очередному «гуманоиду Алёшеньке». И мы бы не услышали пары десятков фрагментов отличных песен и не узнали бы, почему поссорились Вадим и Глеб.
Так ли мы хотели это знать? Те, кто в теме, в принципе, в курсе происходящего и без сенсационных документалок «Рен-ТВ». Но законы современного отечественного телевидения неумолимы: если не истерить, не нагнетать и не скандалить, рейтинга не будет. Поэтому в центре повествования – взаимоотношения экс-фронтменов группы «Агата Кристи», точнее, их отсутствие.
Первые десять минут фильма невозможно избавиться от ощущения, что лента ещё не началась, а идёт её рекламный ролик. Тревожный голос за кадром обещает рассказать всю правду и чуть ли не помирить братьев в финале, это перемежается архивными съёмками и мини-интервью героев, потом опять идут обещания… К середине фильма повествование и закадровый голос несколько успокаиваются, и зрителю становится понятно, что из богатой темы братской вражды создателям ленты ничего сверхсенсационного выжать не удастся. Сценаристы это тоже понимают и от заманчивых обещаний переходят почти к причитаниям: как же так, родные братья, самые близкие люди – и не разговаривают, ай нехорошо!
Нужно признать, что съёмочная группа свою работу проделала профессионально. Архивные кадры присутствуют, фрагменты лучших песен представлены в изобилии, монологи братьев Самойловых сняты весьма тщательно, хотя и по отдельности. Есть также воспоминания некоторых коллег и друзей, а также красивый ход с поездкой Глеба в родной Асбест с родным сыном. В кадре появляется даже мама братьев Самойловых.
Из этой богатой фактуры можно было смонтировать красивый и уважительный (или полемичный) фильм про «Агату Кристи», но такой задачи, увы, не стояло. Вместо этого авторы постарались максимально скандализировать сюжет, причём иногда на ровном месте. Чуть ли не из каждого синхрона тревожный закадровый голос делает неутешительные выводы о том, что Самойловы не только никудышные братья, но и плохие отцы, а также редко навещают старушку мать. При этом более лакомые в смысле скандальности моменты биографии «Агаты Кристи» кинематографисты почему-то игнорируют. Самойловы не скрывают, что в период суперпопулярности альбома «Опиум» имели серьёзные проблемы с наркотиками – это упоминается вскользь и никак не комментируется. У Глеба катастрофически заплетается язык – Вадим говорит о серьёзных проблемах младшего брата со здоровьем, и никто ничего не объясняет. Вадим едет с выступлениями на Донбасс, но из этой непростой темы в фильме не делают никаких выводов, хотя, казалось бы, они напрашиваются.
Вместо этого авторы продолжают перетирать надуманный семейный конфликт. Поговорят ли они? Разрешит ли Глеб Вадиму исполнять песни «Агаты Кристи»? Заплатит ли Вадим Глебу за исполнение без разрешения? Между тем по ходу просмотра возникают совсем другие вопросы, на которые никто даже не пытается ответить. Как группа, у которой почти всегда всё было не слава богу, умудрилась сочинить столько великих песен? Как они выбрались из наркотического тумана 90-х? Как Глебу удалось так похудеть? (Шутка.) Почему один брат за демократию, а другой – против? Почему Вадим больше не пишет песен и как Глеб, почти не приходя в сознание, умудрился записать после распада «Агаты» пять альбомов? В общем, масса вопросов, которые должны взять на заметку создатели будущих фильмов про братьев Самойловых.
Алексей Мажаев, InterMedia