Борис Гребенщиков: «В интервью, как правило, приходится что-то говорить, а это совершенно не нужно»

О КРАУДФАНДИНГОВОЙ КАМПАНИИ И АЛЬБОМЕ «ЗОЛОТОЙ БУКЕТ»

— Альбом "Золотой букет" как раз денег не потребовал, так как собран на 90% из уже существующих записей. Из всего этого альбома никто не слышал только первую и последнюю песни — "Случай в Ватикане" и "Крутится-вертится шар голубой". Деньги были нужны на другое. В последние два года мы не перестаем заниматься звукозаписью в разных студиях мира и с разными удивительными музыкантами. Все это требует денег. А поскольку взять их неоткуда, мы одалживаем везде, где можем, чтобы запись продолжалась. Вот здесь краудфандинг и оказался незаменим: мы собрали деньги на продолжение звукозаписи как процесса. У нас большие планы записи и выпуска музыки, и эта помощь от наших слушателей была очень кстати.

О МОДЕ НА СТАРЫЕ ПЕСНИ

— Насколько мне известно, "Аквариум" никогда не был в тренде. И если мы делаем что-то, похожее на тренд, то тренду лучше отойти в сторону, потому что ничего хорошего не будет. Мы могли закончить этот альбом еще в 1990-е, это был бы "Чубчик-2". Вместо этого мы записывали по одной песне в год, даже по одной песне в пять лет. Полгода назад вдруг стало ясно, что теперь все сходится. И эти песни не возвращают в прошлое; хорошее искусство всегда сейчас — эти песни у нас в ДНК, и хочется, чтобы люди их не забывали. Понимаете, мне кажется, уже пора вернуть слово "русский" приличным людям. Мне хочется, чтобы "русское" значило "добротно сделанное", "правильное", "красивое".

О СМЫСЛЕ СВОИХ ПЕСЕН

— Ты не представляешь себе, как бы мне хотелось когда-нибудь сесть и объяснить, что имеется в виду в той или иной строчке. Но я никогда в жизни этого не сделаю, потому что не имею на это права. Хорошие песни пишутся так, чтобы каждый, кто их слышит, мог сделать свои выводы. И любая трактовка будет верной. Да, эта песня звучит грустно, может быть, безысходно, но именно потому, что она есть, я бы не назвал ситуацию безнадежной. За эти 20 или 30 лет мои отношения с понятиями "бог" или "вера" не изменились. Я не устаю восторгаться тем, как безупречно устроен мир — и чем дальше, тем больше.

О «КУБИНСКОМ ЗВУЧАНИИ» ЕР «ПЕСНИ НЕЛЮБИМЫХ»

— У нас в Лондоне есть хороший друг — звукооператор Джерри Бойс, мы с ним вместе записали много альбомов, начиная с "Навигатора". И как раз после записи "Снежного льва" он поехал на Кубу записывать альбом Рая Кудера и Buena Vista Social Club. С тех пор мы с ним много лет планировали поехать на Кубу и записаться с кубинскими музыкантами. Нужна была только песня. Мне вообще всегда интересно, как наши песни сопрягаются с музыкантами разных культур. Чем больше культур кидается в котел сегодняшней музыки, тем богаче она будет. Я бы с удовольствием использовал китайскую музыку, арабскую музыку, исландскую музыку, музыку индейцев Мексики — я хочу всего. Так вот, как только появилась песня "Собачий вальс", я поехал на Кубу. Все партии сыграли местные музыканты. Там даже был человек из Buena Vista Social Club — Барбарито Торрес, такой, с усами, похожий на Никиту Михалкова. И записывалось все в той же студии. Песня "Пыль" тоже записана там.

ОБ ОТМЕНЕ КОНЦЕРТА В ХАБАРОВСКЕ

— Пытаться установить причины отмены концерта в Хабаровске бессмысленно, потому что никто не скажет правду. Все многозначительно кладут палец на губы и показывают глазами наверх. Не беда. Когда нас захотят там слышать — позовут.

ОБ УЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ

— Я не думаю об этом как о рекламе. И строгого требования для всех промоутеров на местах нет. В некоторых городах, если есть настроение, мы просто выходим на улицу с парой гитар, а в других промоутеры сами идут нам навстречу и бесплатно выставляют аппарат. А что до интервью, то, понимаешь, в интервью, как правило, приходится что-то говорить, а это совершенно не нужно, особенно теперь, когда ложь — официальная норма жизни. Музыка говорит все значительно яснее и громче — и, главное, все ее понимают. Так что радио ни к чему. Мне больше нравится, когда люди идут по улице и могут неожиданно нас услышать. Я всю жизнь твержу, что музыка должна быть бесплатной, музыка должна быть доступна всем и всегда.

О ТОМ, ПРИГЛАШАЛА ЛИ ЕГО ДОЧЬ АЛИСА В СВОЁ НОВОЕ РАДИОШОУ

— Пока нет. Я узнал об этом из ее инстаграма. При первой же возможности — если она меня позовет и я буду в Москве, я к ней приду. Не так давно я был на ее спектакле в театре "Практика". Меня тронуло то, как она читает Ахмадулину. Мне было это интересно, приятно, а главное — важно. Мы редко видимся, но чувствуем главные вещи одинаково.


 (Борис Барабанов, «Коммерсантъ», 28.07.2016)

Последние новости