Игорь Гуревич («Росинтерфест»): «В России по-прежнему очень силен человеческий фактор»
О ТОМ, БУДЕТ ЛИ ОН ОТМЕЧАТЬ ТРИДЦАТИЛЕТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Нет, не думаю, хотя как всегда есть множество планов по реализации новых и очень необычных проектов, но они никак не будут привязаны к этому юбилею. Речь идет, в частности, об организации крупных визуально-музыкальных проектов с участием ведущих вокалистов мира, большого хора, оркестра в крепости Масада в Израиле, и даже в Гранд-Каньоне в США.
О ЗНАКОВЫХ ДЛЯ НЕГО ПРОЕКТАХ
— В первую очередь знаковой для меня стала моя работа с Майей Плисецкой – это фееричные юбилейные гала-концерты в Москве, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке с участием ведущих звезд мирового балета, и Международный балетный конкурс «Майя». Значительными событиями для меня являются также организация выступления Оркестра Мира на Красной площади, гастроли «Ла Скала» в Большом театре, Рождество в Москве, юбилейный тур Рэя Чарльза в России. Незабываемый след в моей жизни оставила организация всемирной выставки ЭКСПО-98 в Лиссабоне, и, конечно же, работа с такими мировыми звездами, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас (на фото с Игорем Гуревичем. - Прим. InterMedia), Сара Брайтман, Рэй Чарльз. Прекрасные воспоминания и о турах Молодежного Оркестра Европейского Союза, Российско-Американского молодежного оркестра.
О СВОЁМ ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ
— Первый крупный фестиваль, в организации которого мне довелось принять участие – это Советско-индийский фестиваль, крупнейшее международное событие. Только представьте себе - этот фестиваль длился несколько лет, в нём приняли участие более двух тысяч ведущих российских и индийских исполнителей и коллективов - это было событие, невероятно масштабное для мировой культуры.
О ГАЛА-КОНЦЕРТЕ «РОЖДЕСТВО В МОСКВЕ»
— Это была, как мне кажется, интересная задумка. Хотелось, чтобы программа такого концерта включала не только всемирно известные произведения Брамса, Шуберта, Генделя или традиционную для таких концертов мелодию «Джингл Беллз», а что-то хорошо известное и знакомое российской публике. Я решил, что в программе концерта должны быть хорошо известные у нас мелодии, в том числе с детства всем нам знакомая и любимая песенка «В лесу родилась елочка». Я заказал классическую аранжировку для оркестра с очень точной раскладкой по голосам для всемирно известных теноров и сопрано. И все-таки это удалось устроить, я смог их убедить, уговорить исполнить «В лесу родилась елочка», и в результате - сами звезды были в восторге! А гала-концерт получился не просто очень ярким, но и очень душевным.
О ТОМ СЛОВАХ ПЛАСИДО ДОМИНГО, ЧТО С НИМ ОН ГОТОВ НА ЛЮБЫЕ СВЕРШЕНИЯ
— Может быть, наивно этим гордиться, но для меня эти слова были наивысшей похвалой.
О ТОМ, КАК ЕМУ УДАЛОСЬ ПРИВЕЗТИ В РОССИЮ РЭЯ ЧАРЛЬЗА
— Да, это был один из самых сложных моих проектов. Был подписан контракт на гастроли биг-бэнда Ray Charles Orchestra и группы The Raelettes - оплачены гонорары, забронированы залы, проведена рекламная кампания… И тут я слышу от агента Рэя Чарльза, что гастроли не состоятся, и он вынужден отменить контракт.
А что делать, пришлось импровизировать! Никакие мои доводы, уговоры, увещевания не сработали, единственное, что мне удалось вытащить из Адамса – это информацию о том, в каком отеле находится Рэй Чарльз и его оркестр. И я решил ему позвонить напрямую - и дозвонился! Тогда я впервые услышал хриплый и завораживающий голос этого необыкновенного человека. Как-то сумев объяснить Рэю, как сильно его ждут в России, что раскуплены все билеты, я услышал в ответ фразу, начинающуюся «Hey, man, it’s almost impossible», которую запомнил просто навсегда. Рэй объяснил, что, насколько он знает, они не получили визы, не забронировали билеты, их тур в Штатах заканчивается за день до возможных концертов в России, а он уже не так хорошо себя чувствует, чтобы все это успеть, и что ему жаль, что агент не предупредил меня раньше.
Выслушав все это, я спросил Рэя: «если я все организую, ты не откажешься прилететь?» На что я услышал второй раз ту же самую фразу: «Hey, man, it’s almost impossible»... А дальше он сказал, как я почувствовал, с некоторой долей сарказма, усмешки и вызова одновременно, буквально следующее: «Но если ты сможешь всех нас отсюда вывезти, вручив визы, билеты, и еще посадишь на самолет, я в этот самолет сяду». Услышав это, я просто для себя решил, что все организую, чего бы мне этого ни стоило. Впервые в жизни, учитывая разницу во времени, я и мои коллеги вообще не ложились спать двое суток.
Я позвонил еще раз Рэю Чарльзу, которому его агент с изумлением уже сказал что-то вроде «русские в Чикаго захватывают нас в плен», и услышал главное – «я обещал — значит, я еду».
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ПРОИЗОШЕДШИХ В КОНЦЕРТНО-ФЕСТИВАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ С 2000-Х ГОДОВ
— Гораздо меньше стало авантюрных проектов, меньше, как мне представляется, стала и конкуренция на рынке, он стал более монополизирован. Никто при этом не замахивается на крупные постановочные концерты с участием различных звезд, таких, каким был концерт «Рождество в Москве», всё больше проводится стандартных прокатных проектов – гастролей зарубежных исполнителей с готовыми шоу.
О СЕКРЕТАХ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ
— С моей точки зрения их всего три - уникальная идея, уникальная программа и точный состав исполнителей.
О ТОМ, КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОВАЛОВ ПРИ ПРИВОЗЕ ЗАРУБЕЖНЫХ АРТИСТОВ
— С учетом того, что в этом случае основные затраты - это расходы в долларах или евро, а доходная часть строится исключительно на поступлениях в рублях, естественно, после падения курса рубля привозить звезд мирового уровня стало намного рискованней. Более ограниченными стали возможности и у так называемого «среднего класса», на который и опирается концертная индустрия. Однако на концерты звезд первой величины пока достаточно охотно покупают дорогие билеты более обеспеченные люди, и поэтому практически столько же мероприятий проводится в таких местах, как концертный зал «Барвиха Luxury Village». В других залах попросту билеты стали дороже.
Что же касается рискованности концертного бизнеса - это было всегда, однако сейчас это задача ещё усложнилась. Но ответ тот же, что и всегда - нужно хорошо знать текущую конъюнктуру и при этом иметь отличное продюсерское чутье.
О РАЗЛИЧИЯХ В ОРГАНИЗАЦИИ КРУПНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ В ЕВРОПЕ, США И РОССИИ
— Очень непростой и емкий вопрос. Но если попытаться кратко ответить, в чем разница, то главное отличие за границей, в особенности в таких странах, как США - это очень четкая, слаженная и хорошо скоординированная работа всех служб, занятых в подготовке и проведении тех или иных событий, а также великолепные технические возможности и их мобильность. Ты можешь заключить договор - и не волноваться в отношении того, выполнит ли его субподрядчик. В России по-прежнему очень силен человеческий фактор, и зачастую все зависит от конкретных людей, на Западе же он ничтожен – в гораздо большей степени работает система. Именно поэтому зарубежным промоутерам намного легче реализовывать любые концертно-фестивальные проекты. Впрочем, я надеюсь на то, что и в России ситуация вскоре изменится к лучшему.
(Лиза Беляева, InterMedia, специально для «Мира Новостей», 03.08.16)