Лев Лещенко - «Достояние республики» **** (Слушать)
2016, Creative Media
В ряду официозных советских эстрадных баритонов Лев Валерианович Лещенко выделялся естественностью и человечностью. Вроде бы пел он точно такой же идеологически выверенный репертуар, но что-то его отличало - то ли обаятельный прищур, то ли лёгкое потряхивание головой, то ли фирменное лёгкое движение рукой... Сразу как-то было видно, что человек приличный. Собственно, этот феномен лучше всего иллюстрирует песня «День Победы», которую можно послушать, в частности, на данном сборнике. Недаром песня стала главным гимном 9 мая на все времена: тяжелейшую тему, раскрывая которую, почти невозможно не впасть в пафос или трагизм, Лещенко отработал с удивительной точностью. В его исполнении был и трагизм, и трогательность, и вера, и скорбь, и надежда. Эта человечность и точность интонации Лещенко пригодилась и в прощальной песне московской Олимпиады «До свиданья, Москва», и в его главном всенародном хите «Соловьиная роща». Вот уж где легко было впасть в пошлость, разухабисто распевая про славного птаха и «из полей уносится печаль»: в итоге разухабистость Лев Валерианович оставил народным переделкам «из полей доносится «налей», а сам исполнил номер и позитивно, и при этом корректно.
Замечательный сборник «Достояние республики» включает практически все главные композици Лещенко. Компиляция составлена с большой любовью к герою, так что слушатель может подумать, что Лев Валерианович спел если не все, то половину лучших советских песен. На самом деле, если разделить продолжительность карьеры Лещенко на количество хитов, последних окажется не так уж много. Но в этот сборник включены и те треки, которые артист исполнял, так сказать, «не эксклюзивно». Так, «Прощай» известна в версии ВИА «Лейся, песня!», а «Ни минуты покоя» входила в репертуар «Весёлых ребят» - и их варианты были более свободными, что ли, так как ВИА могли на сцене растегнуть больше пуговиц, чем самый человечный баритон. «За того парня» более щемяще пели «Самоцветы», «Городские цветы» - Михаил Боярский, а «Не плачь, девчонка» более звонко чеканили разные военные ансамбли. При этом версии Лещенко сегодня при прослушивании кажутся вполне безупречными; будет неплохо, если читатели не поверят рецензенту и захотят сами найти вышеперечисленные другие варианты и лично сравнить.
Впрочем, здесь есть немало песен, в исполнении которых Лев Лещенко вне конкуренции. Помимо «Дня Победы», «До свиданья, Москва» и «Соловьиной рощи», это «Притяжение земли», «Нам не жить друг без друга» и «Родительский дом». С целом же сборник имеет мало конкурентов по концентрации великих эстрадных произведений - по нему можно изучать историю советской поп-музыки, а также творческую биографию одного из её мэтров.
Алексей Мажаев, InterMedia