Саундтрек «Война и мир» *** (Слушать)
2016, BBC Worldwide
Если бы вы были режиссёром, актёром или композитором и вам позвонили с BBC и сказали, что сейчас мы будем экранизировать «Войну и мир», что бы вы почувствовали? Наверняка ответственность и какую-то... неуютность, что ли. Вы определённо ощутили бы себя маленьким и беззащитным на фоне масштабной эпопеи Льва Николаевича Толстого про этих непонятных русских, которые бегут от любви на войну, всегда выбирают самый непростой путь и тоскуют, когда надо бы наслаждаться жизнью. А поскольку вы творческий человек, вам было бы очень сложно экранизировать «Войну и мир», избегая впадания в пафос.
Грета Скакки, игравшая в сериале BBC маму Наташи Ростовой, таскала с собой на съёмки два тома Толстого. Потом она поняла, что это тяжело, и стала класть в сумочку один том. И ничего, небеса не разверзлись. Режиссёр Том Харпер справился с величием первоисточника ещё быстрее. Возможно, в силу молодости: на момент съёмок ему не было и тридцати пяти, на родине Льва Толстого такого юнца к проекту бы и на выстрел не подпустили. Харпер отнёсся к роману уважительно, но ещё более уважителен он был по отношению к телезрителю. Многие десятки страниц в сценарий почти 80-летнего Эндрю Дэвиса не попали, кое-что было к Толстому добавлено, появилась пара-тройка фривольных сцен, и в итоге экранизация обрела правильный баланс: исторические события, судьбы героев, комичное и трагичное, низкое и героическое переплелись в почти оптимальных пропорциях. Ко второй серии даже российский телезритель перестал искать блох в кастинге, заново полюбил знакомых героев с новыми лицами и искренне волновался за них, хотя и точно знал, чем кончится дело. Пол Дано, Лили Джеймс, Джеймс Нортон, Джек Лауден и Джесси Бакли стали соответственно Пьером, Наташей, Андреем, Николаем и Марьей - и экранизация сложилась.
Был, впрочем, в съёмочной группе человек, который сохранил это пафосное и гиперуважительное отношение к «Войне и миру» до самого финала работы. Это композитор Мартин Фиппс. Если видеоряд сериала получился довольно разноцветным, то в звуковой дорожке преобладают тревожные серые тона. В записи саундтрека приняли участие хор Латвийского радио и Национальный оркестр Уэльса, которые придали музыкальным темам трагической мощи. Если ориентироваться только на этот альбом, не видя сериала, можно предположить, что герои постоянно кого-то хоронят, рыдают над ними или на худой конец тихо тоскуют по ним. Естественно, в «Войне и мире» есть и трагические моменты, но хватает и вполне светлых. А вот композитор Фиппс на светлые не расщедрился. Даже в темах «Наташа» и «Марья» он не любуются красотой и душой героинь, а намекает на тяжёлые испытания, которые их ждут. Недаром самый продолжительный по хронометражу трек называется «Battle»: он наиболее точно описывает настрой композитора, который явно не хотел расставаться с темой боя и сделал её такой длинной. Чуть смягчился автор музыки только в номере «Андрей». Здесь появились нежность и лиризм - впрочем, довольно обманчивые, учитывая, что под эту музыку Болконский умирает. Нет у Мартина Фиппса и хэппи-энда: после вальсообразного «Танца» хор в финальном треке «Give Thanks» звучит скорее заупокойно.
Алексей Мажаев, InterMedia