
«Свет в океане»: Дети, будьте как маяк! ***
Мелодрама «Свет в океане» выйдет в российский прокат 8 сентября 2016 года. Режиссёр: Дерек Сиенфрэнс. В ролях: Майкл Фассбендер, Алисия Викандер, Рэйчел Вайс.
Герой войны Том Шербурн приезжает в захолустье работать смотрителем маяка вместо тронувшегося умом предшественника. В ветерана влюбляется местная красавица Изабель и быстро берет инициативу в свои руки: на остров незамужним дамочкам хода нет, поэтому пара вынуждена как можно скорее оформить отношения. Жалеть об этом скоропалительном решении им не приходится, ведь в семейных хлопотах Том впервые за много лет немного отвлекся от тяготивших его воспоминаний об ужасах войны, а его молодая и заботливая жена наконец-то обрела близкого по духу человека.
Счастье молодых, правда, омрачает одна проблема: Изабель никак не может выносить ребенка. Однако выход находится совершенно спонтанно: однажды к берегу приносит шлюпку с еле живой новорожденной девочкой. Изабель убеждает супруга скрыть этот факт от властей и выдать ребенка за собственного. Об этом опрометчивом шаге им придется еще не раз пожалеть, т.к. у девочки есть родственники, которые в определенный момент попытается заявить на нее свои права.
«Свет в океане» - не что иное, как экранизация одноименной книги М.Л. Стедмана, которую экзальтированные поклонники уже окрестили ««Поющими в терновнике» XXI века». Литературная первооснова фильма проявляется, например, в обилии писем, в коих герои доносят друг другу фундаментальные мировоззренческие установки, да еще и велеречиво извиняются при этом за якобы косноязычный слог. Из той же оперы и полный набор трескучих мелодраматических эффектов, вроде потерянных и вновь обретенных детей, громогласных проклятий, заламываний рук и анонимных посланий.
Но «Свет в океане» все равно будут смотреть, причем далеко не только сентиментальные натуры. Играющие главных героев Алисия Викандер и Майкл Фассбендер в реальной жизни составляют не менее блистательную пару, а поэтому, конечно, многим интересно, сумеют ли они перенести «химию» своих отношений на экран. Заявляем со всей ответственностью: сумеют! Вызывает восхищение, с каким озорством Изабель сбривает Тому усы. Или сохраняет огонь в глазах даже в тот момент, когда, казалось бы, все рухнуло. В общем, своей ролью в «Свете в окне» Алисия Викандер подтвердила репутацию одной из самых харизматичных актрис современности, да и добрый великан Фассбендер на ее фоне отнюдь не потерялся.
130 минут хронометража для мелодрамы могут показаться непозволительным перебором. Однако у создателей фильма есть железное оправдание в виде дополнительного «съемного» сюжета, посвященного ксенофобии и нетерпимости. Две фабулы изящно увязываются с помощью острова Януса, олицетворяющего связь между прошлым и будущим, миром и войной, ненавистью к врагу и всепрощением.
Выбор между чувствами и долгом, поставленный перед Томом, достоин древнегреческой трагедии, но в фильме герой справляется своими силами, преодолевая инерцию слепого рока и косного общества. Символом его железной воли становится маяк – спасительный образ, все чаще появляющийся в самых разных образчиках массового искусства. А значит завет Владимира Маяковского «Дети, будьте как маяк!», при всей его бесхитростности, по-прежнему актуален.
Денис Ступников,InterMedia