Министерство культуры РФ - о реформе ОКУП
В Федеральной палате адвокатов РФ в формате круглого стола состоялась встреча членов Объединения Корпоративных Юристов с представителями Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Министерства культуры РФ.
Директор нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова рассказала о существующих в России проблемах, связанных с реформированием обществ, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Так, часть сообщества выступает за отмену системы аккредитованных авторских обществ, осуществляющих так называемое расширенное коллективное управление, в том числе сбор вознаграждений без заключения соответствующих договоров с авторами произведений, в то время как система распределения собранных организацией денежных средств остается неясной. Эксперт признала, что в современных условиях отмена расширенного коллективного управления не представляется реальной. Авторы, особенно изготовители фонографии и обладатели иных смежных прав, просто не имеют физической возможности самостоятельно контролировать всякое использование их произведений. Негативно такая отмена скажется и на пользователе произведений: вместо одного договора с авторским обществом ему придется заключать множество договоров на разные объекты с различными авторами и их представителями.
В связи с этим Минкультуры России предлагает реформировать систему коллективного управления авторскими правами в несколько этапов.
На первом этапе следует придать деятельности аккредитованных организаций больше прозрачности и открытости, причем не только для государственных органов, но и для общественности.
Для этих целей разработан законопроект о внесении изменений в часть четвертую ГК РФ и в КоАП РФ, предусматривающий:
1) создание в аккредитованных организациях наблюдательного совета (состоящего из представителей не только самой организации, но и государственных органов, общественности), осуществляющего контроль за финансовой деятельностью организаций, а также за формированием фондов, направленных на финансирование творческой деятельности, которые также создаются авторскими обществами;
2) закрепление обязанности организации раскрывать информацию о своей деятельности;
3) отнесение к компетенции Правительства РФ функции по установлению максимального размера сумм, которые авторские общества вправе удерживать из вознаграждения для покрытия своих издержек, поскольку на данный момент размеры удержаний устанавливаются каждой организацией самостоятельно;
4) закрепление обязанности организации ежегодно проводить независимый финансовый аудит с размещением результатов для всеобщего сведения;
5) введение в КоАП РФ административной ответственности за несоблюдение требования о проведении обязательного аудита;
6) предложение организациям создавать информационные подсистемы — личные кабинеты — для контроля за поступлением вознаграждений авторами.
Следующий этап реформы предполагает усиление контроля за деятельностью авторских обществ со стороны государственных органов, в частности путем введения возможности осуществления внеплановых проверок.
Ситуацию с объединением Российского авторского общества (РАО) с другими организациями прокомментировала заместитель директора нормативно-правового департамента — начальник отдела правовой экспертизы Минкультуры России Ксения Мирясова. Она рассказала, что в свое время обсуждался вопрос о слиянии РАО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Российским союзом правообладателей для создания единого субъекта, объединяющего функции организации по управлению коллективными правами и функции профсоюза деятелей культуры. Однако юридического оформления данная инициатива не получила. Дело в том, что смена РАО своего наименования на «Профессиональный союз деятелей культуры „Российское авторское общество“» вызвала у общественности недопонимание, и РАО вернуло прежнее название. Поэтому никакого объединения организаций не было, была обычная смена наименования, которая никак не повлияла на организационно-правовую форму общества: оно не стало профсоюзом.
Продолжив выступление, представитель Минкультуры России отметила, что, по ее мнению, необходимость создания единого реестра результатов интеллектуальной деятельности на федеральном уровне отсутствует. Согласно официальной позиции Минкультуры России подобные реестры могут и должны создаваться самими правообладателями, пользователями и иными заинтересованными лицами, поэтому министерство положительно относится к недавно начавшему свою работу НРИС.
(журнал «Закон», август 2016)
На фото: Ксения Мирясова и Наталья Ромашова