Армен Григорян: «Надо жить самим по себе, не играть в игры негодяев, быть абсолютно независимым, и тогда всё будет хорошо»
О НОВОМ МАТЕРИАЛЕ
- Мы существуем более тридцати лет и, конечно, на каком-то отрезке стало тяжело делать что-то новое. Важно было не опускаться до самоплагиата и откровенных штампов. Для этого было нужно время. К тому же и состав у нас был неизменным в течение двадцати лет. Соответственно, и у музыкантов были свои штампы, которые они постоянно использовали. Только после того, как я сделал, абсолютно изменив систему записи, «Китайский танк» (с саунд-продюсером, звукоинженером, и больше не было никого, мы приглашали музыкантов, которые, в отличие от «Крематория», не играли ни одной собственной ноты, а только то, что было им сказано), в результате по этому же методу через некоторое время появился «Амстердам». После чего, уже с новым составом появился «Чемодан президента». Плотная концертная деятельность и индивидуальные качества музыкантов привели к новому саунду! Потенциальная энергия в результате перешла в кинетическую, и теперь для нас уже прошёл вполне нормальный промежуток в три года. Получилось сделать еще один альбом, который после долгого перерыва стал концептуальным. Произошло это со времён, скорее всего, «Зомби».
ЧТО ПОСЛУЖИЛО КАТАЛИЗАТОРОМ К СОЧИНЕНИЮ НОВЫХ ПЕСЕН?
- Нельзя полностью понять какую-то картину, будучи не подготовленным к ней. Прежде, чем идти в картинную галерею, вы должны прочесть что-то об авторе выставленных полотен. К «Людям-невидимкам» меня подвигли изменения изнутри. Если я раньше был достаточно открыт, у меня каждый день были какие-то встречи, и мне в какой-то степени это нравилось, то потом вдруг всё это поменялось и встало вверх дном. Наоборот, я отгородился в своём жизненном пространстве и почему-то стал себя чувствовать гораздо лучше. На сегодняшний день мне приятнее общаться с растениями (улыбается). У меня сейчас достаточно симпатичный сад, английский газон для гольфа и шикарный плющ. Вот вы даёте природе воду, и она благодарна, отвечая вам цветами и травами. Я научился получать удовольствие от этого. И, конечно, ещё появилось удовольствие от созерцания. Не от мелькания домов, лиц, городов и континентов, а удовольствие от созерцания в одну точку, определённого предмета – естественно, не лишённого красоты. Из этого созерцания, которое может длиться очень долго, и появился новый альбом. Он немножко другой, это попытка с помощью рентгена заглянуть чуть глубже, чем мы видим в реальности.
ОЩУЩАЕТ ЛИ КРИЗИС?
- Мы вообще работаем турами. Если говорить о «Чемодане президента», то никаких проблем в этом отношении мы не почувствовали. Что касается Москвы и Питера, то здесь тоже всё в порядке. Наоборот, мы даже отметаем часть предложений, которые периодически возникают. Что касается остального мира, то на западе всё без перемен, а в нашей стране многое поменялось. Мы сейчас объявили, что абсолютно открыты и будем решать проблемы на местах, исходя из возможностей каждого конкретного города. Если звонят из условной Ухты и очень хотят концерта, то мы идём на какие-то поблажки. Райдер наш состоит из десяти заповедей. Никакой показухи, понтов и пыли в глаза! Только то, что нужно, чтобы провести концерт. Мы прекрасно понимаем, что люди действительно находятся не в лучшем состоянии. Достаточно выехать за пределы Московской области, чтобы в этом убедиться. А дальше уж — по нарастающей. Есть и другая тенденция. Если раньше рок-н-ролл был свободным, и музыканты не гнушались позвонить коллегам, чтобы договориться о том, чтобы их концерты не накладывались друг на друга в определённом городе, то сейчас возникли конторы и лавочки, которые живут сами по себе и с коллегиальностью не имеют ничего общего. А уж присутствие на всенародном фестивале малопонятных групп связано именно с тем, что их кто-то торпедирует, исходя из своих не имеющих к творчеству амбиций. А если ещё добавить кумовство и организационные ляпы, то надо от этих горе-организаторов держаться подальше. Всё это, конечно, не самым лучшим образом влияет на концертную деятельность. Но правильнее жить самим по себе, не играть в игры негодяев, быть абсолютно независимым, и тогда всё будет хорошо.
О НЕЦЕНЗУРНЫХ ПЕСНЯХ
- Знаете, к употреблению неформальных слов мы раньше относились с позиции Пушкина, Маяковского и Довлатова. Если есть крепкое определение, которое единственно точное в данном случае, то тогда я могу его использовать. Но когда это превращается в разговор дворника из подворотни, то это уже запредельно. Поэтому мы убрали из репертуара официальных концертов все песни, где есть хотя бы маленькое ненормативное словечко. И это произошло на уровне подсознания. Дальше, конечно, нужно говорить о потребностях части слушателей. Все мы прекрасно понимаем, что любая толпа абсолютно не способна к созиданию. В результате она превращается в агрессивную массу. Рано или поздно она проявится. Потому что, выйдя с концерта, скажем, «Аквариума», люди воспринимают жизнь более миролюбиво. Им не хочется дать ближнему в морду. А после определённых команд возникает агрессия. То, что у нас в головах, рано или поздно отразится на ватерклозетах. Примерно, как это было у Эжена Ионеско в пьесе «Носороги».
О НЫНЕШНЕЙ МОСКВЕ
- Первое: глаз должен радоваться! Вкус, запахи места, которые вы запомнили с детства. А таких мест в Москве становится всё меньше и меньше. Второе: есть же система градостроения, которая должна как-то обсуждаться с населением. Нельзя тупо устраивать из Москвы Остров Пасхи. Третье: в середине прошлого столетия студенты московских вузов, в том числе и мой папа, посадили на Речном вокзале деревья, так называемый Парк Дружба. Мы там гуляли, были шикарные пруды – с тритонами, с уточками. Я спрашиваю, почему всё это нужно было разрушать? Кому это мешало, чтобы влезть туда построить очередной столичный «чемодан»! И что теперь любить-то?
Тут уже говорить не о чем. Я сейчас пытаюсь найти слова, чтобы быть дипломатом… Если человек всю жизнь занимался орошением земель или крупным рогатым скотом, то он не сможет нарисовать даже карикатуру на Ренуара, а просто будет рисовать крупный рогатый скот в своём видении.
(Денис Ступников, km.ru, 05.09.16)