«Ученик»: Оргия праведника *****

Пресс-показ драмы «Ученик» (Россия, 2016, режиссер Кирилл Серебренников, в ролях – Виктория Исакова, Петр Скворцов, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Антон Васильев, Николай Рощин) состоялся 5 сентября 2016 года в кинотеатре «Формула кино на Лубянке». Релиз в кинотеатрах назначен на 13 сентября.

Вениамин (Петр Скворцов) – трудный подросток со своими проблемами, угрюмый и весь в черном (нет, не гот, не поклонник Цоя, не хипстер – вообще далек от моды). Он не блистает в школе, не пользуется популярностью у одноклассниц и стесняется ходить с классом в бассейн; волей-неволей вспоминается другой герой Серебренникова – Валя из «Изображая жертву», к которому мы еще вернемся. Однако вместо того, чтобы, как все нормальные дети, «мастурбировать по несколько раз на дню», как выражается мама Вени (Юлия Ауг), парень внезапно ударяется в религию.

Внезапно. Пылко. Неистово. Как в омут головой. Теперь он не расстается с карманной Библией, изобличает грехи и пороки как в семье (мать-одиночка, разведенка, прелюбодейка), так и в школе (теория Дарвина, половое воспитание), и даже в церкви (беседа с отцом Всеволодом). Вера ослепляет Веню: ему недоступна логика, у него на все вопросы припасены цитаты из Библии, а когда Священное писание начинает себе противоречить, парень вопиет о ереси и лжи и не останавливается ни перед чем. Даже перед убийством.

Кто же он такой, этот Веня? Религиозный террорист? Зеркало российского общества, в законодательстве которого, напомним, существует наказание за оскорбление чувств верующих? Или просто чрезмерно умный для своего возраста, бунтующий пранкстер-провокатор, как и вышеупомянутый Валя?

Удивительно, но в основу оригинального сценария авторства Серебренникова легла почти одноименная («Мученик») пьеса знаменитого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Удивительно, потому что более злободневную сатиру на российскую действительность, которая бьет по всем мишеням сразу – и не в молоко! - еще поискать.

«Ученик» продолжает традиции остросюжетных «педагогических поэм» как в литературе («Чучело» Железникова, «Ночь после выпуска» Тендрякова, «Географ глобус пропил» Иванова), так и в кино («Класс» Раага, «Слон» Ван Сента), добавляя в гремучий коктейль щепотку «гей-пропаганды» и пару-тройку половников «совка», бытового антисемитизма и «православия головного мозга».

«Ученик» уморительно смешон - все благодаря на раз узнаваемым типажам и блестящим актерским работам. «Ученик» безжалостно бьет под дых и отвешивает оглушительные пощечины – и сравнить его силу можно, пожалуй, с фон триеровским «Антихристом». «Ученик» легко добивается сюрреалистичной атмосферы – например, в сцене, где Веня несет сколоченный им крест в школу под торжественный и злобный гимн «God Is God» Laibach.

Жаль, что рейтинг «Ученика» слишком жесткий (18+), чтобы показывать его в старших классах школы, но мы настаиваем, что его необходимо в принудительном порядке посмотреть всем! Он не настолько мемоемкий, как «Изображая жертву» (сложно, знаете ли, разобрать на цитаты фильм, на 75% состоящий из библейских цитат), зато именно «Ученика» стоит включить в будущие учебники – истории ли, обществознания ли. Не случайно в Каннах картину наградили призом имени покойного журналиста Франсуа Шале, который обычно вручают тем, кто «наилучшим образом передает действительность нашего мира».

Артем Мельников, InterMedia

Последние новости