Валерий Гергиев: «Мы в Мариинке с ощущением счастья работаем над успехом гения»

О ГОДЕ ПРОКОФЬЕВА

–– 125-летие со дня рождения Прокофьева — причина очень многих прекрасных событий в этом году. Прокофьев, безусловно, в глобальном пространстве оценен очень высоко. Мне кажется, что год Прокофьева, а также год кино у нас в России — это отрадное явление, благодаря которому появился фильм Анны Матисон «Прокофьев: во время пути». Вы вот как читаете это название: «Прокофьев во время пути» или «Прокофьев. Во время пути»?

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С АННОЙ МАТИСОН

–– Я знаком с Анной уже лет шесть, нас познакомил мой замечательный друг Денис Леонидович Мацуев на иркутском фестивале «Звезды на Байкале», который он блестяще задумал. Он проводит его уже как минимум десять лет. Я тоже считаю себя уже частью этого фестиваля, чем очень горжусь. Анна Матисон, которая сама родом из Иркутска, сумела интересно подать несколько концертных программ, снятых ею с коллегами. Так началось наше сотрудничество. Матисон, кстати, сняла о Денисе Леонидовиче документальное кино «Музыкант», которое понравилось ему и впоследствии мне. В итоге у нас с Анной появилось три фильма о Мариинском театре, также Анна снимала фильмы-оперы («Левша» Щедрина, «Семен Котко» Прокофьева, «Троянцы» Берлиоза). Более того, она сама поставила на нашей сцене оперу Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок», где выступила одновременно как режиссер-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам.

О ЗАМЫСЛЕ ФИЛЬМА ПРО ПРОКОФЬЕВА

–– Разговоры о фильме про Прокофьева впервые возникли у нас четыре года назад. Необходимо было найти средства, чем я тоже занимался с помощью друзей-попечителей Мариинского театра и нашего фонда. Мы с большим удовольствием работали над реализацией замысла. 2016 год, как вы знаете,— это год 125-летия Прокофьева. Для нас, оркестра Мариинского театра, это огромная дата. Возможно, мы делаем для наследия Прокофьева сегодня больше, чем кто-либо в мире, чтобы почтить этого великого композитора. То, что в роли Прокофьева снялся Константин Хабенский,— это прекрасно, то, что фильм следует страницам, написанным самим Прокофьевым, его собственным дневниковым описаниям его путешествий,— это замечательная и драгоценная попытка обратить внимание наших соотечественников, которые по-настоящему еще не знают, что такое жизнь Сергея Прокофьева. Так ведь мы не знаем и что такое жизнь Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, и уж точно ученика последнего — Стравинского, зияют огромные пробелы. Мы должны их восполнять. Это поможет России быть страной света и знания, мы, как любая страна, можем скатиться в бездну тьмы и мрака, это сегодня грозит любому государству. Так что я надеюсь, что наша маленькая, но важная работа поможет общей картине.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРОКОФЬЕВА

–– Произведения Прокофьева я люблю и изучаю на протяжении уже четырех десятилетий, еще со школьных лет. Я начинал знакомиться с его творчеством как пианист, когда-то я бегло играл на рояле как дирижер и как руководитель крупнейшего в мире театра, как один из известных в России музыкантов, как заметный дирижер в мировом пространстве. Меня во всех моих ипостасях оно всегда интересовало. Приятно, что юное поколение музыкантов находят в музыке Прокофьева те «витамины», если хотите, те жизненные соки, которые позволяют им засверкать впервые, либо уже даже маститым артистам найти искры вдохновения, которые могут позволить всем почувствовать нечто необычное. Приведу пример. Алексей Петренко, замечательный актер, знакомый по многим фильмам. Мы стали сотрудничать в рамках исполнения «Ивана Грозного», с одной стороны, это музыка к фильму, с другой стороны, это оратория, которая повествует о далеких сложнейших процессах в истории нашей страны. Роль чтеца, который сможет создать атмосферу такого повествования и поднимется на уровень события, о котором идет речь, досталась Алексею Петренко. Это сотрудничество стало для меня явлением и открытием этого года. Его исполнение оратории, которое, кстати, было показано по французскому телевидению и по каналу Mezzo, его уникальная интерпретация стала достоянием миллионов любителей творчества Прокофьева. Это было не единственное эмоционально связанное для меня с годом Прокофьева событие. Выступление нашего пианиста Даниила Трифонова, который знаменит уже во всем мире, хотя ему всего 25 лет. Вокруг дня рождения Прокофьева, 23 апреля, мы выступили в Москве и Петербурге с блестящей командой выдающихся пианистов, скрипачей, вокалистов, актеров театра и кино. Я очень всем им благодарен! Сегодня с признанием Прокофьева происходит тот же процесс, что и когда-то с Чайковским, Моцартом или Бахом, и я счастлив быть частью этого процесса, дарить Прокофьева миллионам. Мы в Мариинке с ощущением счастья работаем над успехом гения, над таким уникальным проектом «сотворчества», если хотите.

(Елена Кравцун, «Коммерсантъ», 08.09.16)

Последние новости