«Буерак» - «Танцы по расчёту» **** (Слушать)
2016, Nikitin Music Group
Новосибирский «Буерак» представляет новую гитарную волну, которая может кое-кого из ветеранов смести с лица земли. При всех внешних признаках типичных инди-закидонов в этих ребятах есть нечто такое, что делает их музыку интересной не только десятку однокурсников и сотне знакомых. «Буерак» очень старательно маскируется под героев малопонятной субкультуры - посмотрите хотя бы на название проекта и альбома, а также на обложку: всё сделано так, чтобы отпугнуть случайного слушателя. Кроме того, в интервью «Афише» музыканты называют свой семипесенный альбом длинным и отказываются причисляться к «новой русской волне». Добавим сюда сквозного героя их песен - персонажа, переехавшего в большой сибирский город из маленького вымышленного Усть-Чилима. Из этого всего вырисовывается крайне странная история, но на поверку музыка «Буерака» оказывается вполне дружелюбной к слушателю. В песнях есть юмор и пофигизм, а главное - они подаются с очень правильным аккомпанементом. Если бы «Буерак» использовал дешёвые синтезаторы, он бы не избежал сравнений с Лизой Монеточкой. Если бы группа поддавала трагического гитарного жесткача, получилась бы дурная пародия на русский рок. Вместо того и этого «Буерак» предлагает собственное звучание, из сочетания местами абсурдных текстов и чётких гитарных аранжировок получается более чем ладный продукт. Некоторой отстранённостью подачи группа слегка смахивает на «Центр» Василия Шумова и даже «Альянс», но, что называется, на следующем этапе развития, без вынужденного аранжировочного минимализма.
Первый трек называется «Побитый интеллигент» - повествование ведётся от лица интеллигента, побитого тем самым усть-чилимским пролетарием: «Ты очень и зол и невоспитан, дерёшься больно, неприятно, в твоих глазах не видно цели, но бьёшь меня ты очень складно»; «Я простой интеллигент и не приучен с кем-то драться, я встал, ударил его книгой и пошёл в себе копаться». Драматизм описываемой ситуации полностью нивелируется очаровательно легкомысленным музлом, причём для песни характерны продолжительные инструментальные гитарные вставки, довольно весёлые. Следующая вещь «Таксиста» поётся уже от лица усть-чилимца - тут можно было бы придраться к тому, что голос и интонации ровно те же, что у давешнего интеллигента, но на самом деле это добавляет здорового абсурда. Классово близкий таксист усть-чилимцу нравится: «Он простой таксист, мужчина работящий, с виду скользкий, но в душе настоящий». Эта фраза, собственно, относится и к «Буераку», и к «Танцам по расчёту»: артисты усердно изображают каких-то скользких хлыщей, с серьёзным видом несущих пургу, но в душе-то они настоящие. Полагаю, что в результате экспериментов с песенной формой они в конце концов найдут какую-то такую, которая отправит их песни в народ. Но я и к «Танцам по расчёту» рекомендовал бы прислушаться: есть нечто подлинное и драме человека, не попавшего на дискотеку из-за дешёвой обуви («Кожаные туфли»), и в истошной любовной композиции «Шаги», и безысходной «Страсти к курению».
Алексей Мажаев, InterMedia