Джозеф Гордон-Левитт: «Свобода — это всегда риск. И я готов рисковать»
О ТОМ, ЧТО ОН ЗНАЛ ОБ ЭДВАРДЕ СНОУДЕНЕ ДО СЪЁМОК В ФИЛЬМЕ ПРО НЕГО
- Честно? Мне очень стыдно, но я помнил лишь общие детали - то, что передавали в новостях, не более. Я даже не мог отличить Сноудена от Джулиана Ассанжа, который прославился после создания сайта WikiLeaks! Все изменилось после звонка Оливера Стоуна, фильмы которого я просто обожаю. Он предложил принять участие в его фильме про Сноудена, и после этого мне, конечно, захотелось срочно получше узнать Эдварда. (Улыбается.)
ОБ ОЛИВЕРЕ СТОУНЕ
- Да, мы с ним познакомились по телефону. Я тогда работал в Нью-Йорке, и Оливер позвонил мне, предложил встретиться. Не ради какого-то проекта - ему просто понравились мои фильмы, и он захотел пообщаться. Мы с Оливером сразу совпали во взглядах - оба всегда следим за новостями, стараемся что-то изменить в жизни - и проговорили несколько часов. Думаю, что именно эта встреча повлияла на его решение пригласить меня на роль Сноудена.
О СОБСТВЕННОЙ ВОВЛЕЧЁННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОН
- Я родился в семье журналистов, и мой отец Деннис Левитт работал главным редактором новостной радиопрограммы на станции Pacifica Radio. Он даже освещал Уотергейтский скандал. Все эти интриги и шпионаж - говорить об этом тогда мог далеко не каждый, от отца требовалось определенное бесстрашие, знаете ли... С самого детства я видел, какое значение для людей имеет информация. Дома у нас всегда стояли стопки книг по международным отношениям, которые я читал вслед за родителями. Конечно, в какой-то момент я понял, что узнать и прочесть все невозможно - новости появляются постоянно. Но это не мешает мне радоваться каждый раз, когда благодаря съемкам я узнаю что-то новое и необыкновенное. "Сноуден" - как раз такой случай.
О «БЕЛЫХ ПЯТНАХ» В ИСТОРИИ СО СНОУДЕНОМ
- Я, конечно, не эксперт в политике, но точно хорошо знаю шоу-бизнес: ведь я начал сниматься в рекламе и кино раньше, чем пошел в школу. Современные новости - настоящее шоу: авторам выпусков нужно завлечь аудиторию и показать сенсацию, нужно, чтобы спонсоры остались довольны, да и поссориться с кем-нибудь из правительства не хотелось бы... И в итоге у канала Fox - своя аудитория, там показана лишь одна сторона проблемы, а у канала CNN - другая точка зрения. Осталось очень мало каналов, которые освещают историю со всех сторон. Именно поэтому наш фильм так важен: мы хотим сделать то, чего не было в новостях. Не демонизировать Сноудена, не хвалить его, а показать причину и следствие.
О ФИЛЬМЕ «СНОУДЕН»
- Мы покажем все! Будет и служба молодого Эдварда в армии - из-за этих сцен мне пришлось несколько дней ползать по траншеям. Ну и, конечно, мы покажем будни в ЦРУ и Агентстве национальной безопасности, где он узнает все секреты: что его страна ему лжет, что за всеми следят... Эдвард решает пойти против системы, задает неудобные вопросы. Нужна ли такая демократия, которая следит за каждым моим шагом? Оправдывает ли цель средства? Вы только представьте себе эту ситуацию: у него же все родные - патриоты до мозга костей и работают в правительстве, у него любимая девушка, престижная работа... Да и живет он даже не в Вашингтоне, а на Гавайях, где удаленно работает! И Эдвард бросает всю эту роскошную жизнь ради такого понятия, как правда. Это же удивительная история, Сноуден просто поражает!
О СРАВНЕНИИ СЕБЯ СО СНОУДЕНОМ
- Мне, к счастью, пока не приходилось оказываться в подобной ситуации. Не уверен, что окажусь таким же храбрым, как Сноуден! (Смеется.)
О ПРЕДЕЛАХ КОНТРОЛЯ
- Знаете, контроль хорош, когда нет крайностей. Например, мы можем снизить процент автокатастроф, если разрешим всем ездить на машине только со скоростью 10 км/ч. Но тогда ведь мы далеко не уедем. Или можно сразу поместить всех за решетку, чтобы исчезло понятие "преступление", - тоже утопическая идея. Все мы помним, что истории тотального контроля со стороны государства, например в нацистской Германии, не заканчивались хорошо. Так что я за баланс, которого сейчас нет: больше свободы и права на личную жизнь и меньше контроля. Свобода — это всегда риск. И я готов рисковать.
(Вероника Чугункина, Hello!, 14.09.16)