«Собаки Качалова» - «Блюз для тех, кто не спит» *** (Слушать)

2016, WWW Records

«Собаки Качалова», за двадцать лет своего существования окончательно превратившиеся в живых символов олдового русского рока, придумали, возможно, первый за двадцать лет своего существования, сильный маркетинговый ход. К вескому названию альбома они добавили яркий и запоминающийся трек-лист: в названии всех песен есть слово «блюз», причём иногда это звучит как оксюморон: «Блюз делающих селфи (Selfie Blues)», «Одеяло-блюз», «У моря (почти блюз)», «Блюз на актуальную тему (воскресный папа блюз)», «Блюз для ищущих средств», «Нарвал-блюз» и т.д. Это, конечно, повышает интерес к альбому - многие воткнут послушать из чистого любопытства. Правда, этих многих будет, простите, немного: карьера Макса Ильина и «Собак Качалова» не подарила им гигантского числа поклонников и достойного количества хитов. Термин «олдовый русский рок» в их случае означает не только традиционный, но и, как бы это сказать, не вполне удачливый: люди много лет бьют в одну точку - а видимого результата нет. К такой верности жанру можно относиться с уважением, но часто их слушать и переслушивать - нет уж, спасибо, извините. Вот и до «Блюза для тех, кто не спит» с его эффектной обложкой и затейливым трек-листом доберутся немногие.

Те, кто доберутся из любопытства, почти сразу поймут, что в названиях альбома и песен есть некоторый обман. Это не диск блюзов, не сборник в стиле блюз. От блюза там одно название. Можно было бы написать «настроение» - но у «Собак Качалова» оно примерно всегда такое. По сути же Ильин и Ко выступили в своей всегдашней манере, предложив десяток тяжеловесных и сумрачных русскороковых песен. Поклонники останутся довольными, любопытствующие разойдутся в недоумении, новую фанатскую паству «Собаки» этим альбомом не привлекут.

Впрочем, не всё так печально. Сознание всё же влияет на бытие даже в материальном мире: когда вставляешь в название каждой песни слово «блюз», то тексты, аранжировки и отчасти музыка вольно или невольно начинают соответствовать этой культуре, даже если весь твой предыдущий опыт предлагает другие решения. В альбоме встречаются фразочки вроде «Алиса снова в стране без чудес» и «воскресный папа, воскресный папа нашёл себе другую бабу», рифма к «селфи» - «на верфи» и автобиографическое посвящение родному Свердловску. В то же время со стилизацией под типичную блюзовую тематику Макс Ильин порой перебарщивает: так, песня «Одеяло-блюз» перечисляет тяготы человека, столкнувшегося с экономическим кризисом, ипотекой и безработицей, на полном серьёзе, вообще без присущей блюзам иронии и театрализованности. Это производит странное впечатление, будто кто-то напел книгу жалоб. Видимо, автор решил соответствовать собственной фразе из «Нарвал-блюза» «то здесь, то там всем шутникам дают-дают по плавникам».

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости