Наталия Касаткина: «Мы проехали всю Италию по следам Спартака»
Государственный академический Театр классического балета под руководством народных артистов России, лауреатов Государственной премии СССР Наталии Касаткиной и Владимира Василёва продолжает гастроли по России, посвященные 50-летию театра. В рамках юбилейного тура артисты побывали в Ярославле, где показали местной публике балеты «Золушка», «Маугли» и, конечно, новую постановку — «Легенду о Лебедином Озере и Гадком Утенке», которая за короткое время успела завоевать сердца поклонников балета всех возрастов.
— «Маугли» — особенный балет, композитору Алексу Прайеру было всего 14 лет, когда он написал эту музыку. Нам было трудно с ним работать, потому что все-таки он был еще ребенком и буквально скакал по квартире от неусидчивости, но потом все-таки возвращался и делал то, что его просили, — рассказывает Наталия Касаткина. — В Ярославле у нас получился фактически детский фестиваль — мы показали «Маугли», «Гадкого Утенка» и «Золушку», и все это прошло на ура.
Вскоре труппа отправится с визитом в Сибирь: с 9 по 26 октября спектакли «Спартак» и «Маугли» увидят жители Томска, Тюмени, Омска, Барнаула и Новосибирска.
— Я пережила в Большом театре три «Спартака». Это был первый «Спартак» Игоря Моисеева, потрясающий спектакль, масштабный и грандиозный, — вспоминает Наталия Касаткина. — Почему он не пошел? Виноват сам композитор, потому что он написал пять часов музыки, зрители просто не могут столько выдержать. Следующая постановка Якобсона — тоже тонкий, удивительно античный, гениальный балет. Хачатурян с дирижером и балетмейстером, как у нас говорили, встречались за «чашкой валидола», потому что композитор бился за каждую ноту. Он победил, но спектакль не пошел. Наконец, появился «Спартак» Григоровича — цельный, четкий, очень понятный. Что творилось с Арамом Ильичом! Было понятно, что балет будет успешен, но он переживал, что большой части его замечательной музыки просто нет в этой постановке. Я ему говорила, что этот спектакль получится, и я была права — он идет больше 30 лет, и идет триумфально. Но Арам Ильич просто не мог этого принять. В 2001 году наступило 100-летие со дня рождения Хачатуряна, и мы сделали ему посмертный подарок: включили в свой балет музыку, которая не идет в Большом театре, но шла в его первых постановках. И вот в этом, наверное, главное отличие нашего спектакля. Ну и к тому же все три балета шли в советское время, и какие-то вещи были исторически искажены. Мы сделали все так, как это было на самом деле. Мы проехали всю Италию по пути Спартака, как это когда-то сделал сам Хачатурян. Сделали этот спектакль с огромной любовью — и к Араму Ильичу, и к самой теме, и к Италии.
Завершатся гастроли театра выступлениями в Воронже, где с 13 по 15 ноября артисты представят балеты «Щелкунчик», «Спартак» и «Жизель».
— Куда бы мы ни приехали, публика принимает нас восторженно. Никогда не бывает так, чтобы зрители уходили равнодушными. Все спектакли нашего театра очень эмоциональны, а профессионализм и эмоциональность — это две вещи, которые привлекают зрителей. Наш девиз – «Все жанры, кроме скучного».