Рецензия: документальный фильм «Роджер Уотерс: Стена» ****

Документальный фильм «Роджер Уотерс: Стена» (2014, Rue 21 Productions, Великобритания, режиссёры Шон Эванс, Роджер Уотерс) был показан на Первом канале в ночь на 29 октября 2016 года.

Один из величайших в истории рок-музыки альбом группы Pink Floyd «The Wall» («Стена») вышел в свет в 1979 году и стал этапным для его автора Роджера Уотерса. После грандиозного тура в поддержку пластинки и не менее грандиозной киноверсии Алана Паркера (1982) Уотерс покинул Pink Floyd. В прессе много писали про ухудшившиеся отношения между Роджером и остальными музыкантами группы, особенно Дэвидом Гилмором, про авторские амбиции коллег, задвинутые за «Стену», однако дальнейшие события показали, что главной причиной стало отношение Уотерса к «The Wall». После этого альбома для него стало физически невозможным работать над чем-то с группой - вместо этого он снова и снова возвращался к «Стене», находя в её концепции всё новые и новые смыслы.

Альбом сразу был концептуальным: Роджера Уотерса волновали темы самоотчуждения и отношения изгоя и общества. Причины самоизоляции героя по имени Пинк Флойд Уотерс видел в его детской психотравме, связанной с гибелью отца на войне, что полностью соответствовало и собственной биографии Роджера. Спустя три года и без того грандиозному успеху альбома «The Wall» сильно помогла мощнейшая визуализация от Алана Паркера. Главного персонажа сыграл Боб Гелдоф, анимационные фрагменты от Джеральда Скарфа стали классикой, а страдания молодого Флойда обрели видеоряд, который долгое время казался единственно возможным, каноническим.

Но Уотерс решил добавить в «Стену» дополнительных смыслов, заодно отказавшись от некоторых первоначальных. Я почти уверен, что в реанимации «The Wall» финансовые причины не были основными - просто музыкант не смог удержаться и решил подправить что-то в своей главной работе 30-летней давности. В новой - не менее впечатляющей - версии шоу, вошедшей в основу этого фильма, уже нет никакого Пинка Флойда, а есть молодой растерянный Роджер, старый (и тоже моментами растерянный) Роджер, классные музыканты, фрагменты паркеровской «Стены», строительство и разрушение тоталитарной стены и много рассуждений о несправедливости мироздания - портреты погибших людей, фразы о раздутых военных бюджетах, критика в адрес неких политиков и т.д.

Вопрос не только в том, способно ли проникнуться этими смыслами новое поколение слушателей. А что делать тем, кто раз 400 слушал «The Wall», раз 20 смотрел «Стену», знает музыкальный материал наизусть и был на московском шоу в «Олимпийском», доказавшем, что в правильных руках даже в этом зале можно сделать идеальный звук? Видимо, им имеет смысл сосредоточиться на прекрасной музыке, не особо фиксируясь на свежих придумках Роджера Уотерса.

«Роджер Уотерс: Стена» процентов на 90 состоит из трансляции концерта, а в документалку его превращают некоторые биографические фрагменты: Роджер едет через Европу посмотреть на могилы отца, погибшего на Второй мировой, и деда, не вернувшегося с Первой мировой. По дороге он размышляет на философские темы, делая это, впрочем, тоже весьма абстрактно. После этих кадров особенно странно воспринимаются свежие новости о том, что кого-то высказывания Уотерса всерьёз обидели.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости