Рецензия: фильм «Сиделка» с Брайаном Коксом ****

Премьерный показ комедии «Сиделка» состоялся в рамках XVII фестиваля «Новое британское кино» в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» 30 октября 2016 года. Режиссёр — Янос Эделены («Ричард II»), в ролях: Брайан Кокс, Коко Кониг Эмилия Фокс, Анна Чэнселлор, Карл Джонсон, Эндрю Хавилл и другие.

Великому актёру сэру Майклу Гиффорду необходима сиделка — так считают его дочь, экономка и адвокат. Сам же сэр Гиффорд мечтает, чтобы все оставили его в покое и лишь изредка подносили сигарету и рюмочку виски с содовой. У сэра Гиффорда болезнь Паркинсона.

Юная Доротея родом из Венгрии и работает сиделкой в доме престарелых, где позволяет своим подопечным чуточку больше, чем другие сёстры. Она преклоняется перед сэром Гиффордом, мечтает выступать на британских подмостках и пытается поступить в театральное училище. Окружение легендарного актёра нанимает Доротею, чтобы та присматривала за строптивым стариком — и эти двое практически сразу находят общий язык. Этим языком оказывается язык Шекспира, и он будет звучать вкраплениями в реплики героев на протяжении всей картины: первое SMS, которое Майкл набирает в своей жизни, — цитата из «Гамлета», а Доротея, меняя артисту штаны, декламирует «Ромео и Джульетту».

Надо сказать, в фильме в довольно большой степени присутствует и «туалетная» тема, но при этом каждый раз она обыгрывается с типично британской элегантностью — так, что зрителю не стыдно. Неловкие ситуации сглаживают едкие комментарии Майкла и не уступающие им по остроумию ответы Доротеи, которая вообще на редкость собранна и находчива, моментально подыскивает нужные слова. Этим она и покоряет Майкла — а ещё смелостью, открытостью и нежеланием перед ним лебезить.

Между героями завязывается настоящая дружба, в ходе которой Доротея многому учится у великого актёра, а сама подаёт ему идею вместо дочери лично появиться на вручении премии за пожизненные заслуги — идею, которая, может стоить ей работы и возможности видеться с Майклом.

Название фильма раскрывается и обыгрывается в первом же диалоге. «Кто ты?» — ворчливо спрашивает старик, на что девушка, для которой английский не является родным языком, отвечает вместо «я ваша сиделка (carer)» — «я ваша карьера (carreer)» — и в этом помимо забавной игры слов можно усмотреть сразу несколько смыслов. Доротея в своей молодости одновременно напоминает сэру Гиффорду о времени, когда он блистал на сцене и экране — и вместе с тем даёт ему толчок для последнего важного появления на публике, которое должно подвести своего рода черту под его актёрской карьерой. При этом Майкл в некотором роде способствует театральному будущему своей сиделки — постепенно она становится наследницей накопленного им профессионального опыта.

Фильм «Сиделка» — на самом деле не о юной венгерке, которая мечтает о большой сцене, и даже не о взаимном влиянии друг на друга совершенно не схожих характерами людей, а об Артисте, который не сломлен, несмотря на физическую немощность, и продолжает в любой ситуации сохранять свой внутренний стержень. Брайан Кокс виртуозно перевоплотился в своего персонажа, заставляя зрителя следить за его большой авантюрой, затаив дыхание. Не уступает ему в актёрском мастерстве — насколько позволяет роль — дебютантка Коко Кониг. По-британски фактурны и другие герои, особенно шофёр-садовник сэра Гиффорда в исполнении Карла Джонсона.

Если говорить о жанровой принадлежности, то «Сиделка» — это определённо комедия, и, как большинство подобных британских лент, она содержит в себе элементы драмы, приближающей её к реальной жизни, и поучительную составляющую. Правда, кто что вынесет для себя из фильма - дело уже сугубо личное.

Татьяна Трейстер, InterMedia

Последние новости