Рецензия: Пётр Налич - «Утёсов» ***
2016, Пётр Налич
В iTunes этот альбом разместили в категории «Джаз», но это только по причине шаблонных ассоциаций: «вода - мокрая», «коробок - волшебный», «Утёсов - джазмен». Даже по подбору кавер-версий Налича хорошо заметно, что Леонид Утёсов не играл джаз как таковой. Он был эстрадным артистом широкого профиля, в его репертуаре прекрасно уживались джаз, советская эстрада, романсы и то, что сейчас называется шансоном. Эта эклектичность во многом поспособствовала творческому долголетию мэтра. Джаз в Советском Союзе долго балансировал на грани запрещения, а уж «буржуазным искусством» его обзывали вполне официально, поэтому Утёсов не упирался в борьбе за чистоту жанра, а вынужденно расширял его границы. При этом государство как бы назначило его ответственным за «джаз-отрасль», ну а Леониду Осиповичу приходилось играть «как бы джаз». Критиковать эту ситуацию мы не вправе: действующий оркестр давал работу многим отличным музыкантом, а стилистические эксперименты Утёсова дали советской эстраде массу песен, которые ныне считаются классическими.
После этого небольшого исторического экскурса другими глазами смотришь и на Петра Налича, который взял 11 песен Утёсова и перепел их. Стилистические эксперименты Налича не обусловлены гнётом советской цензуры, но тоже ведутся с утёсовским размахом. Прикольные песни Петра быстро перестали прикалывать, и он всерьёз занялся академическим вокалом. Впрочем, как известно, весельчаков, ездящих на «Евровидение», в среде классической музыки не очень жалуют, поэтому карьера академического певца Наличу не очень грозит. Поэтому он в итоге решил исполнять некий собственный жанр, в рамках которого каверы на Утёсова запросто уживаются с вокализами на придуманных языках, а бельканто - с неизбежной песней «Гитар». К сожалению для Петра, общепринятого названия у этого жанра не существует. Тут Наличу, конечно, сложнее, чем Утёсову, у которого был целый «джаз». С другой стороны, Петру имеет смысл просто придумать какое-нибудь название своему стилю и распиарить его - а народ подхватит. Только вот ранее использованное название «весёлые бабури», конечно, не подходит.
Что до альбома кавер-версий песен из утёсовского репертуара, то к нему можно применить термин «антикараоке». Леонид Осипович пел так душевно, что многие поколения слушателей пытались повторить эту манеру за праздничным столом, а впоследствии и в караоке. Пётр Налич к публике в этом смысле немилосерден: за его сильным и чистым тенором в караоке не угонишься. Налич явно старался уважительно показать разные ипостаси утёсовского «джаза» - от «У Чёрного моря» и «Одессита Мишки» до «Скажите, девушки» и «Сердца», от «Раскинулось море широко» до «Парохода» - при этом украсив ставшие классикой произведения своим бельканто. Всё это звучит эффектно, но, как ни странно, манере Налича не хватает эмоциональности. Стилистически разнообразные в первоисточнике, кавер-версии будто бы приведены к общему знаменателю, в котором голос важнее душевных переживаний. Утёсов шёл от песен, Налич - от собственных вокальных возможностей. В чьем исполнении вам захочется переслушать эти композиции лет через двадцать? Вопрос риторический.
Алексей Мажаев, InterMedia