Алексей Учитель: «Нашему кинематографу необходимы фильмы-события»

О ЗАПРЕТЕ «МАТИЛЬДЫ»

— Когда требуют запретить фильм, который еще никто не видел,— это уже нонсенс. Действительно, были и письма в прокуратуру, и даже демонстрация человек из пяти, которые сжигали плакат нашей картины, но я пока отношусь к этому как к недоразумению. К тому же прокуратурой уже проведено расследование по поводу этих писем, и они установили, что никаких призывов к осуществлению дискриминационных действий, признаков ущемления, преследования или запрета вероисповедания не выявлено.

Нет в нашем фильме ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих. Говорить о том, что у будущего императора Николая II не было никаких взаимоотношений с Матильдой Кшесинской, довольно глупо, ведь есть масса документов и изданных воспоминаний. Не так давно я включил телевизор, где по каналу "Культура" уважаемый мною писатель Эдвард Радзинский практически пересказал содержание нашей картины. Абсолютно открыто, на всю страну.

О СУТИ КАРТИНЫ

— Это очень масштабное, большое кино, с финансовой помощью государства, делаем мы его ради того, чтобы историю нашей страны знали лучше, чтобы она была наполнена интересными, реальными фактами, отнюдь не скабрезными, говорящими о чувствах, о человеке, который выбирал между любовью и долгом.

Но для меня здесь главной была фигура Николая II. Он давно меня интересует, я когда-то собирался снимать фильм о его отречении. Мне кажется, что наше отношение к последнему императору российскому, скажем так, не совсем правильное. Считается, что он был слабым человеком, из-за которого во многом и произошли все последующие несчастья в России. Да, безусловно, какие-то ошибки были совершены, но, на мой взгляд, Николай II был умнейшим человеком. В период с 1896 по 1913 год он превратил Россию в ведущее государство Европы по всем показателям.

О РЕАКЦИИ ПУБЛИКИ

— Что касается ожиданий публики, то это очень важный и болезненный момент. Нашему кинематографу необходимы фильмы-события. Я с интересом слежу за судьбой недавно вышедшего фильма "Дуэлянт", хотя он совсем не похож на наш, картины разные и по сюжету, и по существу, но мне важно уловить настроения современной публики относительно фильмов, основанных на историческом материале. Есть же примеры удивительные... Вот фильм Федора Бондарчука "Сталинград" занимает первую строчку по сборам среди российских фильмов. И хотя в нем множество эффектов, аттракционов, он все же является фильмом на историческую тему, основан на документальных фактах, пусть и с долей вымысла. Многие сомневались, что на этот фильм пойдет зритель. Тем не менее он в лидерах. Наша публика непредсказуема, поэтому рассчитать что-либо сложно.

(Алена Солнцева, «Коммерсантъ», 07.11.16)

Последние новости