Рецензия: «По соображениям совести»: Как выиграть битву без единого выстрела ****
Пресс-показ военной драмы «По соображениям совести» состоялся 8 ноября 2016 года в кинотеатре «Каро Атриум». Режиссер: Мэл Гибсон. В ролях: Эндрю Гарфилд, Тереза Палмер, Сэм Уортингтон, Винс Вон, Хьюго Уирвинг. В широкий прокат фильм выходит в России 17 ноября 2016 года, ему присвоен возрастной рейтинг «18+».
Фильм снят по мотивам реальной истории. Десмонд Досс – так называемый отказник совести. Когда начинается Вторая мировая война, он по религиозным соображениям отказывается брать в руки оружие и убивать противников, но при этом все же хочет попасть на фронт, так что становится санитаром. Во время битвы за Окинаву парень в одиночку вытаскивает с поля боя 75 раненых, работая в крайне опасных условиях всю ночь. Весь его взвод к тому моменту уже сдался и оставил высоту. Позже за проявленный героизм Досс получает Медаль Почета – высшую военную награду США.
«По соображениям совести» можно условно разделить на две части: про мирную жизнь и обучение новобранцев в лагере и, собственно, про войну в Японии. Вступительная часть, первая серьезная влюбленность, первые отношения смотрятся довольно натужно, хотя порой и умилительно, но, к счастью, быстро заканчиваются – Досс записывается новобранцем, чтобы отдать долг родине.
В лагере его отношения с другими военными не складываются. Досса явно принимают за сумасшедшего из-за его пацифистских замашек и стремятся под любым предлогом отправить домой. Тот упорно сопротивляется, да еще и отказывается выполнять приказы руководства, противоречащие его собственным убеждениям. За это неоднократно наказывают весь взвод, так что по ночам парня жестоко бьют его соратники.
Всю первую половину фильма сложно отделаться от немного вопроса: «Зачем Досс вообще записался в армию?» Он ведь прекрасно понимал, что основная задача солдат – убивать, а не просто ходить в красивой форме и загадочно улыбаться. Порой по его разговорам складывается ощущение, что мотивация была проста, как полено: «Все пошли, и я пошел». Все парни вокруг записались – и он записался. А если бы все стали из окон прыгать? Но на провокационные вопросы фильм ответов не дает. Объяснение стремления Досса проявить патриотизм без использования ружья, конечно, будет, но мотивы все равно окажутся довольно поверхностными, да и проявятся так поздно, когда никаких ответов от картины уже не ждешь, а просто воспринимаешь ее, как лайт-версию «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика.
Всем солдатам во взводе режиссер пытается придать индивидуальность. Особенно на этом акцентируется внимание зрителя в смешной сцене в казарме, когда сержант Хауэлл, блестяще сыгранный Винсом Воном, раздает всем клички на основе внешнего вида или каких-то других отличительных черт. Однако, когда начнется бой, все это стирается – останется только Досс и безликая масса его однополчан, погруженных в ад военной мясорубки.
Сама сцена боя затянута настолько, что вызывает скуку и чуть ли не физическое раздражение. При этом все перестрелки, взрывы и драки поставлены технично и зрелищно, а насилие показано весьма реалистично, словно перекочевало из другой работы Гибсона – «Страстей Христовых». Но все огрехи фильма моментально искупает появление Досса и его активные действия, совершаемые в то время, когда прочие солдаты уже отступили. Тогда становится ясно, зачем главный герой так упорно страдал в казарме: именно он оказался самым храбрым и стойким из всех, кто обвинял его в малодушии. В этот кульминационный момент в зале точно не останется равнодушных, и даже самые ярые циники рискуют прослезиться.
Драма в фильме действительно впечатляет, но сопровождается невероятным количеством военного и невоенного пафоса. Надо сказать, это обращение к зрительским чувствам действительно работает – по крайней мере, некоторые сцены сняты так, будто в сценарии было прямо прописано: «На энной минуте зритель начинает рыдать».
Среди однозначных плюсов ленты - выдающийся каст. Причем отлично подобраны даже актеры, занятые на второстепенных ролях. Постаревший и обрюзгший Хьюго Уирвинг, играющий отца главного героя, ветерана Первой Мировой войны, или гневно орущий Винс Вон вносят весьма существенный вклад в восприятие картины.
Войны выигрываются не пулями, а храбростью – это доказал Досс, не произведя ни единого выстрела. Зачастую такие картины встречают негативно в нашей стране, где любая западная лента про Вторую Мировую войну многими воспринимается, как покушение на историю «тупыми америкосами» и «пиндосами». И в этом смысле фильм «По соображениям совести» особенно хорош – он не претендует на глобальность и не пытается никому навязать миф о том, что США выиграли войну (Вторая Мировая война и Гитлер здесь даже не упоминаются). Он остается сугубо локальным, рассказывая о конкретном человеке, который во время битвы за Окинаву совершил поистине героический поступок. В то же время эта на редкость киногеничная история не оставляет после себя особого послевкусия, из чего можно сделать вывод, что Клинт Иствуд, собаку съевший на биографических драмах, мог бы снять на ту же тему куда тоньше.
Павел Соломатин, InterMedia