Рецензия: документальный фильм «Oasis: Supersonic»: Авель и Кабель ****

Московская премьера документального фильма «Oasis: Supersonic» состоялась в рамках XVII фестиваля нового британского кино 5 ноября 2016 года. Режиссёр — Мат Уайткросс, в ролях — музыканты группы Oasis и их окружение.

Команда Oasis известна широкой публике как исполнители хитов «Wonderwall» и «Live Forever» и как «те два вечно ругающихся брата». Фильм Мата Уайткросса — это как раз своеобразная летопись ссор Лиама и Ноэля, при помощи которой режиссёр пытается раскрыть характеры музыкантов и при этом показать, как их непростые отношения влияют на всех, кто вокруг — и в первую очередь, конечно, на их собственную группу.

В своём исследовании душ Гэллахеров Уайткросс старается использовать максимальное количество источников, в первую очередь обращаясь к членам семьи музыкантов: их матери Пегги и старшему брату Полу, а также к архивным снимкам и историям об их отце. Томас Гэллахер жену и детей не жаловал и частенько поднимал на них руку — и однажды мать мальчишек, набравшись смелости, сбежала от домашнего тирана, прихватив с собой детей. Как следует из фильма, Томас появился в жизни Лиама и Ноэля лишь спустя много лет, пытаясь отхватить себе частичку их славы и рассказывая журналистам удачно придуманную историю «отвергнутого отца», чем сильно разозлил обоих музыкантов.

В отличие от Томаса, Пегги всегда стояла за детей горой, хоть и не всегда воспринимала всерьёз их начинания. Так, когда Лиам, будучи подростком, однажды заявил ей, что станет суперзвездой, она ответила: «Надеюсь, это случится в ближайшее время, потому что деньги нам не помешают».

Из двоих младших братьев музыкой поначалу серьёзно увлекался только Ноэль, который мог часами сидеть в своей комнате и бренчать на гитаре — обычная строчка из биографии многих исполнителей. Интерес Лиама же проснулся совершенно неожиданно — по словам брата, после того, как в уличной драке тот получил по голове молотком (даже если это легенда, стоит отметить, она бы многое объяснила). Младший Гэллахер немедленно собирает свою собственную группу, где поёт, однако дела у ребят идут неважно — до тех пор, пока они не приглашают к себе Ноэля. Он к тому моменту уже слывёт отменным поэтом-песенником, и действительно — с его приходом карьера Oasis начинает потихоньку подниматься в гору.

Музыкальные успехи команды отмечаются в фильме, но скорей как общая канва всё тех же полных любви и ненависти отношений братьев (в самом начале картины один из них говорит: «Мы как эти, два брата, ну... Авель и... Как его там, Кабель?»). Ленту открывают и закрывают кадры с концерта группы в Небуорте в 1996 году, на который собралось 250 тысяч зрителей, а билеты на два дня выступления разлетелись в течение суток. Для человека, не знакомого с биографией Oasis, это открытый финал: не совсем понятно, что может ждать команду после столь оглушительного успеха. На деле же группа распалась вследствие очередной крупной ссоры братьев в 2009 году, и каждый занялся своими делами. Ноэль сколотил новый бэнд под названием Noel Gallagher's High Flying Birds и продолжил выступать как в её составе, так и сольно — в том числе и с классиками рок-сцены. Лиам с другими экс-участниками Oasis создал группу Beady Eye, которая просуществовала до 2014 года, а затем объявил о выпуске в 2017 году сольного альбома. Музыкальная деятельность отнюдь не мешает младшему Гэллахеру оскорблять в твиттере направо и налево всех подряд, включая, разумеется, собственного брата, которому достаётся больше прочих.

В картине, кстати, Лиам (не перестающий то и дело напоминать зрителям, что Oasis — «самая крутая группа во вселенной») тоже не скупится на грубости в адрес Ноэля, который по большей части снисходительно их терпит — когда они не выходят за рамки. Как гласит хроника событий всё того же фильма, однажды старший Гэллахер-таки вышел из себя и слегка пристукнул младшего битой, чтоб поставить того на место. Из других забавных эпизодов ленты можно отметить концерт, который музыканты сыграли под нечаянно принятым метамфетамином, исполняя одновременно совершенно разные песни. Хороши и кустарные коллажи с главными действующими лицами, иллюстрирующие закадровый текст.

По сути, «Oasis: Supersonic» — это глубокая человеческая история и, совершенно очевидно, взгляд на группу человека, который до сих пор не теряет веры в её воссоединение. Конфликт Гэллахеров, по большому счёту, давным-давно исчерпал себя, и для примирения нужно всего ничего — однако на пути этого примирения стоит какое-то детское упорство обеих сторон, которое можно описать одной фразой: «А чего он!..» Впрочем, некоторые источники уже сообщают о реюнионе Oasis в 2017 году, а фильм лишь подкрепляет эту надежду: достаточно лишь увидеть, с какой любовью Ноэль глядит на своего младшего братца, когда тот несёт полную околесицу, чтобы понять: рано или поздно эти двое, конечно, снова будут вместе — на радость поклонникам и маме.

Татьяна Трейстер, InterMedia

Последние новости