Рецензия: «Землетрясение»: Кому война, а кому мать родна *****

Драма «Землетрясение» выйдет в российский прокат 1 декабря 2016 года.Режиссёр: Сарик Андреасян. В ролях: Виктор Степанян, Константин Лавроненко, Мария Миронова, Ирина Безрукова и другие.

По горной дороге мчатся новенькие красные «Жигули». В салоне счастливая семья, но номер автомобиля содержит две тревожных буквы «АД», и таким образом зрителей ненавязчиво предупреждают, что идиллия будет недолгой. Въехав в тоннель, машина врезается в другую. Из всей семьи спастись удается лишь одному человеку.

Спустя восемь лет виновник автокатастрофы Константин Бережной (Константин Лавроненко) освобождается из тюрьмы, а его жертва Роберт (Виктор Степанян) вынашивает планы мести. Кровавой драме мешает осуществиться еще более трагичное событие – разрушительное землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Волею судеб Константин и Роберт оказываются в одной спасательной команде и плечом к плечу вызволяют жертв катастрофы из-под завалов. Рано или поздно для обоих должен наступить момент истины.

Сарик Андреасян набил руку на легкомысленных комедиях вроде «Что творят мужчины!» и «Тот еще Карлосон». Когда количество подобной продукции перевалило критическую массу, имя режиссера превратилось в нарицательное, причем чаще всего оно, увы, стало употребляться кинокритиками как синоним дурного вкуса. Тем удивительнее метаморфоза, которая произошла с Андреасяном в «Землетрясении». Взявшись за священную для собратьев-армян тему, он всё сделал, как надо, блюдя историческую достоверность и излагая простую человеческую историю, вряд ли способную кого-то оставить равнодушным.

В эпицентре «Землетрясения» - несколько человеческих судеб, раскрывающихся без тени фальши. Гордая красавица отвергает ухаживания директора кладбища, но именно его подарок спасает ей жизнь. Принципиальный отец никак не может простить зятя, «обрюхатившего» еще до свадьбы его дочь. Банда мародеров использует человеческое горе ради собственного обогащения, подтверждая старый тезис «кому война, а кому мать родна». Наблюдать за каждой из этих линий очень интересно, сценарий исключительно крепкий, и его элементы подогнаны друг к другу так, что комар носа не подточит. Само землетрясение изображено без надрывной «блокбастерной» масштабности, но ряд эпизодов все же заставляет плакать навзрыд.

Армянский колорит отражен в фильме убедительно и достоверно. Однако Андреасян и компания не стали ограничиваться раскрытием национальных характеров и осознанно добавили в фильм российских реалий. Особенно хорош перекочевавший сюда прямиком из «Дурака» Юрия Быкова Артем Быстров, сыгравший такого же альтруиста, который подгоняет к месту катастрофы из Ростова-на-Дону подъемный кран и с нетерпением ждет момента, когда уже можно будет начать «спасать людей».

Андреасян сумел создать настоящий шедевр, который в эпоху тотального разобщения способен напомнить всем нам, как люди умеют консолидироваться в моменты, когда случается большая беда.

Отдельный интерес представляют вплетенные в титры документальные фотографии - на них можно проследить явные параллели с событиями фильма. В условиях всеобщей подмены понятий такая правдивость дорогого стоит!

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости